Рубрики

Свежие записи

Былое величие СССР: шедевр советской науки – экранопланы и экранолеты Алексеева

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...




ОрлёнокПродолжу серию «Былое величие СССР» темой экранопланов и экранолетов. Но начну издалека. Практически все хотя бы раз в жизни катались на корабле на подводных крыльях типа «Метеор» или «Комета». А многие ли знают, что придуманы они были в СССР, в 1957 году, а первый образец начал «плавать» в 1957 году. Его главный конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев был награжден за суда на подводных крыльях и он же явился изобретателем русского чуда — гибрида самолета и корабля — экраноплана и экранолета.

Очень долго «товарищи» из НАТО пытались понять, что же Русские испытывают на Каспии…

С приходом перестройки по загадочному стечению обстоятельств именно эти корабли-птицы оказались ненужными в новой России… И действительно, зачем нужен уникальный проект, до сих пор не имеющий аналогов…

Читаем, смотрим, внимаем и восхищаемся :)


Ростисла́в Евге́ньевич Алексе́ев кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Лауреат Ленинской (1962) и Сталинской премии второй степени (1951). Дважды совершил революцию в мировом судо- и авиастроении. Член ВКП(б) с 1950 года. Родился в 1916 году. Об этом говорит Википедия :)


Этот человек получил очень непростую судьбу. Он был и на вершине, и был гоним властями. ««Работа людей объединяет, а награды разъединяют». Много проблем возникало у него из-за того, что вышестоящее руководство вписывало в список представленных к награде разных чиновников, которые к проекту не имели никакого отношения. Отец вычеркивал эти фамилии, они опять вписывали, он снова вычеркивал…», — говорил его сын впоследствии.

Только человек с незаурядным умом мог придумать сначала подводные крылья, а потом, чтобы уйти от трения с водой придумал экраноплан.

Еще со времен школьной скамьи Ростислав Алексеев был увлечен изучением поведения судна на воде. Результатом его изысканий и наблюдений стала дипломная работа 1941 года «Глиссеры на подводных крыльях», которую Алексеев защищал в Горьковском индустриальном институте им. Жданова. В ней речь шла о конструировании легких судов. Их преимущество заключалось в наличии неглубоко погруженных под воду крыльев, что само по себе уже являлось революционным решением, т.к. в мировой практике глиссеры были оснащены глубоко уходящими под воду крыльями. Наличие таких приспособлений позволяют катеру подняться над водой, за счет их подъемной силы. В этом случае значительно снижается сопротивление воды, и как следствие — развивается высокая скорость. Спустя два года Алексеев на базе горьковского завода «Красное Сормово» построил свой первый катер подобного типа.

Через десять лет после написания дипломной работы конструктор Ростислав Алексеев стал обладателем Сталинской премии за создание торпедного катера на подводных крыльях. Подобный тип судов был адаптирован и под военные цели и под пассажирские перевозки.

Тут нужно упомянуть о характере Алексеева — для того, чтобы показать свой пассажирский корабль на подводных крыльях он приплыл на нем в Москву и пригласил прокатиться Никиту Хрущева — генерального секретаря СССР. Последнему понравился корабль. Хрущев отдал распоряжение пустить его в серию, высказавшись в своем стиле «мы будем штамповать эти корабли как…» дальше не помню, но не сосиски… это точно… :)

Хрущев не просто дал распоряжение о запуске в серию, но и разрешил Алексееву напрямую звонить Хрущеву если будут проблемы. В этот момент Алексеев нажил первого врага в лице своего непосредственного начальника, так как получил блага в обход него.

Хрущева есть за что ругать, но за флот на подводных крыльях низкий поклон!


Итак, сначала была «Ракета», после чего констуктор занялся разработкой экранопланов.

Эффект экрана известен всем летчикам и Алексеев был здесь не первым. Первым об эффекте экрана заговорил другой великий Советско-Австро-Венгерский ученый, имя которого должны знать все, — это Роберт Людвигович Бартини.


В ходе испытаний своего экранолета ВВА-14 подтвердилось предвидение Бартини об образовании воздушной подушки под самолетом («экранный эффект»»), которая превращала ВВА-14 в экранолет-самолет. Бартини оказался прав и в своем предсказании экранного эффекта в проекте гигантской амфибии «2500». Первое же испытание модели Бартини в гидроканале ЦАГИ показало, что идея судна-экраноплана вполне жизнеспособна.



Кстати, по поводу Бартини. Он открыл эффект, названный в честь него «Эффект Бартини» — явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винтов самолёта на 25—30 % за счёт компоновки двух моторов тандемом (когда они развёрнуты носами друг к другу). И самолеты Ту-95, Ту-114, да и все у кого винты взаимноповернуты летают благодаря этому эффекту :)

Повышение скорости к тому времени уже стало idea fix этого человека, решившего идти дальше. Алексеев начинает работу над созданием аппаратов, использовавших поверхность воды для старта, посадки и полета над ней (или другой относительно ровной поверхностью, называемой экраном) на очень малых для обычных самолетов высотах.

В 1961 году Алексееву удается пригласить в ЦКБ на испытательную базу и «прокатить» на первом малоразмерном экспериментальном экраноплане СМ-1 зампредсовмина, председателя комитета Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Дмитрия Устинова, который из объяснений Ростислава Евгеньевича понял несомненные преимущества экранопланов, и прежде всего в интересах Министерства обороны. Устинов до конца дней своих поддерживал Алексеева и его детище. Обратите внимание, что он также пригласил и «покатал» второй раз в жизни. И снова получил желаемое — заказ на разработку!

Практика показала, что на новых скоростях, а они приближались уже к 250 км/ч, в полете над водой нужны навыки, которыми располагают только профессиональные летчики. Начинается формирование небывалого в судостроительной организации подразделения — летно-испытательной службы, и создается отряд для полетов на новых, совершенно незнакомых и непривычных для «нормальной авиации» режимах. В 1962 году ЦКБ работает над экранопланом противолодочной обороны массой 450 тонн, а в 1964-м — над экранолетом Т-1 для воздушно-десантных войск массой 105 тонн.

И это был Каспийский Монстр. Так прозвали эту величественную конструкцию :)


Итак, скорости КМ: Максимальная скорость, км/ч 500 Крейсерская скорость, км/ч 430

То есть за счет экранного эффекта, без трения с водой, на высоте 4-14 метров мог лететь КМ, выполняя любые задачи.

Это был первенец, на котором были отработаны основные технологические и конструктивные решения. В том числе по выбору металла для обшивки, двигателей и так далее. Долго пытались понять как набирать пилотов на такие суда :) Из кого? Из летчиков или корабельщиков?

Решили пилотов, но долго боролись с их рефлексами. Например, при снижении пилоты рефлекторно штурвал тянут на себя, чтобы взмыть в небо, а экраноплану так нельзя.. этож не самолет :)

Потом был «Орлёнок» А-90


Создание этого уникального но своим свойствам летательного аппарата, от зарождения идеи до ее воплощения в жизнь и затем прекращения работ по этому перспективному направлению – очень интересная, но мало кому известная страница истории техники.

Осенью 1972 г. первый летный экземпляр «Орленка» вывели на ходовые испытания. Ниже Нижнего Новгорода (тогда Горького) по течению Волги есть остров Телячий. С левой стороны его отделяет от берега несудоходная, но достаточно большая протока длиной около 8 км. В ней и проходили первые испытания «Орленка». Спрятать такую громадину было уже нельзя, и для местного населения придумали легенду, что зто потерпевший аварию самолет, и сейчас его пытаются перегнать на аэродром. Испытания прошли успешно, и весной экраноплан в разобранном состоянии перевезли по Волге на Каспийское море, там собрали, и испытания продолжались уже в морских условиях.

Экраноплан проектировался и строился как десантно-транспортное средство для перевозки колесной и гусеничной техники, а также живой силы в районы боевых действий и высадки десанта. А для непосвященных изобрели отличную легенду: «плавучий стенд для отработки новых двигателей скоростных судов».


Всего было пять «Орлят», по хронологии: «Дубль» – экземпляр для статиспытаний; отправлен на слом; С-23 – первый летавший «Орленок» (из К482Т1); после аварии отправлен на слом; С-21 – сдан ВМФ в 1978 г.; сейчас в строю; С-25 – сдан ВМФ в 1979 г»‘ сейчас в строю; C-26 – сдан ВМФ в 1980 г»- сейчас в строю. Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 (!) «Орлят».

Но планы не осуществились: в 1985 г. умер министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов, поддерживавший идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны Маршал Советского Союза С.Л.Соколов волевым решением закрыл программу, а деньги, предназначенные для нее, пустил на строительство атомных подводных лодок.

Отмечу, что Орленок — это экранолет. Это интересная особенность позволяет «сбрасывать» его с высоты, кажется, до 2 000 метров и он сам спланирует до воды :) Но об этом чуть ниже…


А потом была «Лунь»

После того, как Алексеев попал в немилость властей (За что — разговор отдельный), его ученики продолжили разработку уже тяжелого ракетоносца «Лунь».

Разработка экраноплана велась с начала 70-х на основе конструктивной схемы экраноплана «КМ». В 1985 году экраноплан совершил первый полёт на Каспийском море. «Лунь» вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «Москит». После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в опытную эксплуатацию.

Он до сих пор базируется в Каспийске, только не летает :(

Был и второй корабль, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Несмотря на попытки завершить постройку второго экраноплана как спасательного судна, денег найдено не было и работы по этой теме были свёрнуты.

Характеристики «Луни»

Максимальная скорость, км/ч 500 Практическая дальность, км 2000 Высота полета на экране, м 1-5 Мореходность, баллов 5-6 Экипаж, чел 10 Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит


В начале заметки я говорил о том, что по странному стечению обстоятельств, то, что мы делали хорошо, и то, у чего не было аналогов мы перестали делать. Причем, во многих случаях пилить (буквально распиливать) технику нам помогали друзья из НАТО… нет ли здесь подвоха???

А ведь на базе связки самолета «Мрия» и «Орленка» планировалось сделать систему спасения кораблей по всему миру.


Проект авиационно-морского поисково-спасательного комплекса (АМПСК) «Мрия-Орленок». Этот комплекс, состоящий из самолета Ан-225 и экраноплана «Орленок», должен базироваться на гражданских или военных аэродромах. При получении сигнала об аварии на море самолет-носитель с размещенным на нем экранопланом вылетает в район аварии и осуществляет вблизи аварийного объекта сброс экраноплана с включенными двигателями. Развитое крыло экраноплана позволяет совершать планирующий спуск и посадку на воду. Экраноплан имеет специальные средства, позволяющие оказывать первую медицинскую помощь. В салонах экраноплана могут быть размещены до 70 человек.

Тут можно только фантазировать, но можно было бы сделать планетарную систему спасения кораблей. И наше государство могло бы быть в этом первым, но… не случилось…


Реально обидно за проект, так как применений экраноплану можно придумать массу. Это и пассажирский корабль — 500 км/ч неплохая скорость, чтобы быстро добраться куда-либо по морю. Очень жаль, что экранопланы Алексеева не были внедрены ни на гражданке, ни военным…

Ссылки: http://www8.airforce.ru/aircraft/miscellaneous/ekranoplans/index.htm

http://www.warlib.ru/index.php?id=000149

http://serg13b.narod.ru/doktor.html

http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Rostislav-Alekseev/

http://www.testpilots.ru/tp/russia/antonov/225/an225.htm

http://www.airwar.ru/enc/sea/km1.html

Приложения:

Мрия+Орленок



Проект предусматривал семь баз по всему миру, которые позволяли бы обслуживать все зоны наиболее интенсивного судоходства и морского промысла, гарантированно доставляя спасателей к месту бедствия за два–четыре часа. С промежуточными же дозаправками система могла бы доставить спасателей в любую точку Мирового океана не более чем за 12 часов. Планировалось, что семь таких систем проводили бы ежегодно 210–250 спасательных операций, спасая 2700–3100 человек.

К сожалению, столь интересный проект так и остался на бумаге. Международные компании, страхующие морские риски, в ведении которых и находятся спасательные службы, отказались от инвестиций в проект – уж больно экзотическим он выглядел: и не самолет – а летает, и не корабль – а плавает… Так и спасают моряков по старинке. Кого успевают.

Экраноплан «Лунь» из ГуглаПланеты


Широта — 42°52’54.25″С Долгота — 47°39’23.08″В

Можно покрутить с разных сторон :)

Пассажирский вариант экраноплан — на замену парома. Может бегать из Калининграда в Питер, например


Мелки маломестный экраноплан «Иволга». Вполне может работать такси. Болот и прочих водоемов и рек у нас навалом!



Былое величие СССР: шедевр советской науки – экранопланы и экранолеты Алексеева, 9.1 out of 10 based on 9 ratings

Связные и просто интересные записи:

Метки:алексеев, буран, величие, каспий, каспийский монстр, км, лунь, орлёнок, ракета, СССР, техника, экранолет, экраноплан

1 comment to Былое величие СССР: шедевр советской науки – экранопланы и экранолеты Алексеева

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam protection by WP Captcha-Free