Рубрики

Свежие записи

Отчет о нашем тренинге по коммуникациям, проведенному в СПб 20-21декабря

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...




Тренинг «Коммуникации и психология межличностных отношений в ИТ-проектах»

Тренинг «Коммуникации и психология межличностных отношений в ИТ-проектах»

Вот и закончились очередные два тренинговых дня… Вернее, сказать, незаметно пролетели – во всяком случае, для нас. :) Напомним, 19-20 декабря в Санкт-Петербурге, практически в канун Нового года, состоялся наш тренинг «Коммуникации и психология межличностных отношений в ИТ-проектах». Настало время подвести некоторые итоги.

Начнем издалека :) . Тренинг – организм весьма хрупкий, держащийся на балансе того, что хочет донести тренер, и того, что от него хочет услышать группа. Идеальный тренинг – когда желание тренера совпадает с потребностью пришедших слушателей. Нахождение золотой середины – есть задача каждого тренера, но, оговоримся сразу, задача это непростая, хотя вполне посильная.

После нескольких прочтений тренинга мы расширили программу с двух дней до трех: выделили основные понятия в первый день, а оставшиеся специализировали по двум другим дням (второй – для тех, кому надо управлять своей командой, третий – для тех, кому важны отношения с заказчиками). В самом подходе есть небольшая особенность: участник может захотеть посетить либо второй, либо третий день, первый же день является обязательным для всех. Соответственно, если на первый и второй день записалось 14 человек, а на первый и третий всего один, то мы ему вынуждены отказать в проведении тренинга, так как стоимость обучения и так у нас низкая, и мы даже аренду помещения не сможем оплатить. Другое дело, когда записывается больше трех – тут всё хорошо.

Присоединять к нам на FACEBOOK

 

По правую руку :)
По правую руку :)

 

По центру :)

По центру :)

Но, наверное, вам интереснее узнать наше мнение о группе? ;) И мы с удовольствием поделимся впечатлениями, естественно, не называя «конкретных имен, явок и паролей». Тренинг проходил в Санкт-Петербурге, аудитория собралась высокорелевантная: руководители и тимлиды – то есть те, кого мы и ожидали увидеть. Группа была живой и очень интересной. Достаточно быстро удалось найти контакт. Мы не боимся вопросов из аудитории, мы любим, когда с нами о чем-то спорят. Все это сполна и было получено. Как известно, на трех специалистов четыре особых мнения. Мы же на 14 слушателей получили 28 мнений – по два особых на каждого. Группа нам очень понравилась, и, судя по оценкам, интерес и симпатии были взаимными. Наш средний балл за тренинг по 5-ти балльной шкале по критерию «Уровень семинара в целом» составил 4,2 балла, что очень неплохо для аудитории, состоящей из руководителей, которым по должности положено быть разборчивыми и придирчивыми (А вы как ожидали: чтобы руководитель, да еще и не придирался? ;) Такое, наверное, только в сказках возможно J ). «Свою роль сыграло и место проведения тренинга, – утверждает Александр Новичков, – по моей 12-летней статистике коллеги из Санкт-Петербурга всегда скупы на максимальные оценки». Так что с учетом всего вышеизложенного можем сделать выводы, что у нас все «ОК» :)

По левую руку :)

По левую руку :)

Анкетирование после семинара – вещь традиционная и нужная, но только в том случае, если вопросы подобраны верно. Мы любим сочетать в анкете и эмоциональные вопросы, такие как «Сумел ли преподаватель найти контакт с аудиторией» и «Вы согласитесь прослушать другой тренинг в исполнении этого преподавателя», и рациональные, а именно поблочный разбор тренинга, с просьбой оценить содержательную часть каждого блока. Особенно любимым является свободное поле, куда можно от руки вписать всё, что захочется. Практика показала, что если обучение прошло скучно и серо, то это поле слушатели не заполняют. У нас же не было пустых полей ни у кого, да и на эмоциональные вопросы все ответили «да», что тоже приятно порадовало.

Я в тени...

Я в тени...

Истины нет, правда у каждого своя, а врать нельзя… Прелесть этой фразы заключается в том, что она очень хорошо показывает положение лектора-преподавателя и в момент, когда он читает лекцию, и когда обрабатывает результаты. О результатах: нас и хвалили и разумно критиковали. Ниже мы постараемся привести обе стороны медали. Третьей стороны не будет, так как нас не ругали, а именно давали советы по дальнейшему улучшению тренинга.

Рука вышла из тени...

Рука вышла из тени...

Из положительного:

  • Много интересного материала, доступно и понятно изложенного.
  • Понравилась атмосфера, подача материала. В целом было интересно послушать.
  • Понравилось взаимодействие со слушателями, желание и обратная связь.
  • Возможность озвучить вопросы сразу, по ходу тренинга.
  • Умение донести информацию.
  • Яркие и образные истории из практики, иллюстрирующие примеры.
  • Лекторы знают и имеют достаточный опыт.
  • Внимательно и доброжелательно относятся к аудитории.
  • Преподнесение материала (живо, интересно). Использование видео-фрагментов.
  • В первый день систематизированы знания о психологии и малых социальных группах. Многим показалось не совсем интересно, тем не менее, позволило на следующий день 1) показать результат в упражнениях 2) говорить на одном языке, как между собой, так и лучше понимать Тренеров.
  • Впечатлила проделанная работа в части обработки экспериментов и переложения их результатов на рельсы ИТ-проектов. Проведены четкие параллели в плане увязки экспериментов социальной психологии и взаимодействий между рабочими группами и внутри таких групп. Таким образом, это помогает участникам, прочитав эксперимент выделить для себя возможные варианты использования в своей конкретной ситуации.

     

    Галина и флипчарт: хоть 1000 слайдов подготовь, а порисовать так и хочется :)

    Галина и флипчарт: хоть 1000 слайдов подготовь, а порисовать так и хочется :)

Мы привели уже систематизированные ответы. В принципе, всё правда. Так оно и было на самом деле J

Из конструктивных предложений:

  1. Уменьшить количество отступлений от начального плана — приоритет дискуссиям.
  2. Уменьшить перерывы. Изменить баланс: сейчас много теории и мало практики.
  3. Много материалов в сжатые сроки — 2 дня на тренинг явно мало.
  4. Усилить контроль за аудиторией — слишком много времени тратится на разговоры.
  5. По ощущениям — два дня для раскрываемой темы — мало. Не из-за объема материала (который можно и увеличить), а из-за обширности самой темы.
  6. Хотелось бы больше практики в части: приемов взаимодействия, подходов.
  7. Теоретическую часть можно уменьшить — давать только основные термины и определения, может быть, вводить основные понятия по мере объяснения приемов.
  8. Хочется видеть руководство к действию. Возможно в виде алгоритма, графа и так далее. Имеется в виду процесс становления команды.
  9. Я понимаю, что тема не предполагает рассказ о методологиях, тем не менее, раз они упоминаются 1) кажется разумным уделить 20 минут на обзор (всех) или хотя бы сравнительный анализ с Scrum. 2) Не совсем понятно, как они сюда вообще ложатся. Вроде пока рассказывали про Scrum, всё было интересно. Но потом поймал себя на мысли, что к концу тренинга это осталось как-то не востребовано в части применения.
Презентация! Знай свое место!

Презентация! Знай свое место!

На критику и предложения хотелось бы ответить.

(1 и 4) В процессе дискуссии рождается нечто новое и интересное – не только тренерам, но и слушателям есть, что рассказать друг другу. Приоритет дискуссии мы отдаем только в том случае, когда она идет в конструктивном русле. Время нами также модерируется: у нас всегда есть возможность закончить на 12-15 минут позже, но подвести итог интересного и познавательного обсуждения. С другой стороны, согласно анкетам, средний показатель уместности такого количества дискуссий равен 2,17, где 1 означало, что количество дискуссий необходимо увеличить, 2 – оставить как есть, 3 – уменьшить. Такой результат свидетельствует всё же о том, что дискуссий было скорее в самый раз. :)

(2) Прерывались каждые 1,5 часа на 15 минут. Это нормально, учитывая, что курильщикам надо с третьего этажа дойти до первого и покурить, а для остальных были чай и кофе. Поверьте, 5 минут будет очень мало :) Да и сложно припомнить хотя бы один перерыв, в который не было бы оживленной дискуссии между тренерами, группой и участниками тренинга друг с другом. Ведь хороший тренинг – это еще и замечательная возможность познакомиться с интересными людьми, «на мир посмотреть, себя показать»!

И снова флипчарт :)

И снова флипчарт :)

(3 и 5 и 6 и 8) Да, мы это знаем. Наш тренинг просто физически не может отвечать цели научить всему, что есть. За эти два дня мы можем только привлечь внимание, заложить фундамент и дать направляющие для последующего развития. Мы планируем на самом деле еще один тренинг, как следующую ступень. Точнее, две следующих ступени. С одной стороны, мы с удовольствием сделаем тренинг, на котором можно попробовать применить некоторые из предлагаемых приемов, но с другой стороны, для того чтобы разобраться с конкретной ситуацией и вникнуть в ее детали, тренингом обойтись зачастую не удастся… это уже должен быть коучинг, и это уже будет совсем другая история. Отличие в том, что во втором варианте мы должны вникать в конкретную ситуацию на работе, в компании, анализировать моменты, относящиеся к организации в целом, и предлагать решения исходя из всех граней анализа. Когда речь заходит о сложном, многоаспектном и многогранном явлении, списка рекомендаций на все случаи жизни не будет и не может быть достаточно.

(7) Теории у нас и так «кот наплакал». Если ужиматься дальше, то трудно будет понимать остальной материал. Возможно, единственное решение – изменить соотношение за счет увеличения количества тренинговых дней.

(9) Да, привели Scrum именно для того, чтобы научно объяснить, почему она многим нравится. Дело в том, что эта методология направлена на получение конечного результата, НО ЧЕРЕЗ развитие человеческих отношений, как в коллективах, так и между исполнителем и заказчиком. В гибких методиках очень много времени уделяется именно человеческому фактору. Мы лишь объясняем некоторые положения со ссылкой на психологические законы, ведь всё, что делается в Scrum, делается с большим пониманием человеческой психологии и психологии малых групп. Нам, как тренерам, очень тяжело сразу «грузить» пришедших к нам айтишников понятиями из психологии. А вот на примере Scrum мы рассмотрели многие из приёмов в первый день, а уже во второй прекрасно друг друга понимали. Скорее всего, эту часть мы расширять не будем, зато поставим дополнительные акценты – это мы обещаем. Насчет сравнительного анализа – подумаем. Если это будет 3-4 слайда, то включим.

В заключение еще раз отметим, что тренинг у нас получился. Хороший тренинг – это двустороннее движение. Группа и мы сделали всё необходимое, чтобы конечный результат удовлетворил нас всех. И то, что в анкете находилось в разделе «критика», на самом деле оказалось пожеланием.

Спасибо!

Следующий наш тренинг запланирован на февраль. На этот раз мы едем в Новосибирск. По традиции – точное время и место определится позже.

Напоминаем, что если у вас есть более 8 человек на обучение, то мы готовы провести тренинг корпоративный в любом городе России :)

Присоединять к нам на FACEBOOK

Отчет о нашем тренинге по коммуникациям, проведенному в СПб 20-21декабря, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Связные и просто интересные записи:

Метки:agile, it, ИТ, карабанова, коммуникации, курс, новичков, обучение, психология, тренинг, учёба, фактор, человеческий

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam protection by WP Captcha-Free