Рубрики

Свежие записи

Подвиг Ленинградцев: дорога победы - железная дорога от Шлиссельбурга до Поляны

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...




Состав движется по дорогеНе удержался. Речь снова пойдет о железной дороге. На этот раз не совсем обычной — железной дороги жизни.

Все знают о великой трагедии Ленинграда во время Второй Мировой войны — блокады. Все знают об автомобильной «дороге жизни», проходившей по Ладоге и сыгравшей очень важную роль в выживании города.

Но совсем не многие знают о том, что сразу же после прорыва блокады Государственный Комитет Обороны принял постановление «О строительстве новой железнодорожной линии Жихарево – Шлиссельбург Октябрьской железной дороги». Я сам о не узнал случайно, когда побывал в Шлиссельбургской крепости, где мое внимание привлекли фотографии разных этапов ее строительства.

На сооружение дороги отводилось 20 дней, срок окончания работ был установлен 8 февраля 1943г. Строительство было закончено ДОСРОЧНО за 17 дней. Это действительно уникальное техническое сооружение — временная железная дорога, уложенная по льду!!! Всегда восхищался этой дорогой: более 20 составов в сутки, более 6000 за время ее существования. Для современников шлиссельбургская трасса была «коридором смерти» и символом Победы.

На самом деле статистика впечатляет: дорога построена в кратчайшие сроки людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам со стороны противника. Страшно представить, сколько сейчас бы на это ушло времени и денег. Откатов и прочего я даже не считаю…

Поддержите мою страничку о скоростном ЖД транспорте на facebook

5 ноября 1942 года Военный Совет Ленинградского фронта принял решение построить железную дорогу нормальной колеи по Ладожскому озеру с примыканием на западном берегу к станции Ладожское Озеро, а на восточном – в районе станции Кобона. К 15 января 1943 года был расчищен лёд и подготовлена трасса на 28 км, забита 17 871 свая, построено 12,4 км эстакады, уложено 10,07 км пути широкой колеи и 16,2 км – узкой.

Дорога Жизни

Дорога Жизни

 

Сразу же после прорыва блокады Государственный Комитет Обороны принял постановление «О строительстве новой железнодорожной линии Жихарево – Шлиссельбург Октябрьской железной дороги». На её сооружение отводилось 20 дней, срок окончания работ был установлен 8 февраля. Одновременно ГКО решил прекратить возведение свайно-ледовой железнодорожной переправы через Ладожское озеро, а рабочих, все материалы и оборудование направить на строительство новой линии.

 

Фрагмент дороги

Фрагмент дороги

Основное сооружение линии Шлиссельбург – Поляны началось 22 января, а на мосту через Неву – 24 января. На возведении «низководки» (так строители назвали свайно-ледовый мост) работы организовали поточным методом. 16 копров забивали в среднем по 294 сваи в сутки. 5 февраля путейцы и мостовики западного и восточного участков трассы новой линии соединились. В хмурое утро 7 февраля 1943 года после полуторагодичного перерыва с Большой земли в Ленинград прибыл первый грузовой поезд. Тысячи ликующих жителей города заполнили платформы Финляндского вокзала. Это было как чудо. В тот же день от пятой платформы вокзала отправился первый грузовой поезд на Большую землю. Он вёз на Урал заготовленные в блокированном Ленинграде отливки орудийных стволов.

Дорога

Дорога

Что же дала Шлиссельбургская трасса Ленинграду? Со дня прибытия первого поезда и до восстановления главной линии Ленинград – Москва 23 февраля 1944 года Ленинград и Ленинградский фронт получили 150 тысяч вагонов с продовольствием, оружием, боеприпасами и другими грузами. Это позволило нашим войскам нанести гитлеровцам такой сокрушительный удар, после которого остатки разбитых соединений и частей врага за короткий срок откатились далеко на запад.

 

Проведение работ

Проведение работ

На большей части трассы отсутствовали два основных элемента нормального рельсового пути — земляное полотно и баластная призма, на которую обычно укладываются рельсы. «Для экономии времени, — писал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны А. С. Кананин, — пришлось укладывать путь, то есть шпалы и рельсы, прямо на снег. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами».

Одновременно с прокладкой рельсового пути начались работы по строительству мостового перехода через Неву у начала Староладожского канала, где ширина реки равнялась 1050 м, а наибольшая глубина — 6,5 м. Работы велись круглосуточно и были закончены за 12 дней. Мост имел длину 1300 м и представлял собой низководную, без судоходных отверстий эстакаду, рассчитанную на эксплуатацию только в зимнее время. Свайные опоры речной части перехода состояли из четырех свай, связанных между собой только льдом и верхним строением. Вследствие того что левый берег Невы был выше правого, эстакада в профиле имела подъем в сторону левого берега. В плане эстакада была построена полукругом, обращенным выгнутой стороной к Ладоге, навстречу течению, что делало ее более прочной.

 

Уложенные рельсы по льду

Уложенные рельсы по льду

2 февраля 1943 г. эстакада была испытана: по ней прошел первый поезд, который вез укладочные материалы со ст. Шлиссельбург. С 6 февраля по ней стали пропускать воинские эшелоны с разъезда Левобережный на различные станции правого берега Невы. 7 февраля ленинградцы на Финляндском вокзале встретили первый поезд с продовольствием, прибывший с Большой земли, и отправили первый поезд на Большую землю. Поезд с Большой земли привел старший машинист депо Волховстрой И. П. Пироженко, а поезд на Большую землю повел старший машинист депо Ленинград — Сортировочный—Московский П. А. Федоров. Сразу же после открытия движения и сдачи железнодорожной линии Шлиссельбург—Поляны во временную эксплуатацию приступили к строительству высоководного железнодорожного моста через Неву. Он строился согласно приказу народного комиссара путей сообщения А. В. Хрулева от 5 февраля 1943 г. и постановления Военного совета Ленинградского фронта от 13 февраля 1943 г.

Состав движется по дороге

Состав движется по дороге

Проектировщики моста отказались от свайных или ряжевых опор, рекомендованных типовыми проектами, и заимствовали идею академика Г. П. Передерия — свайные опоры с ограждением в виде сплошной стенки с засыпкой камнем. В проекте моста было предусмотрено устройство пяти пролетов шириной около 20 м, через которые могли проходить грузовые и малые пассажирские суда. Для пропуска больших пассажирских судов и военных кораблей с высокими мачтами был предусмотрен один разводной пролет отводной системы.

Укладка прогонов

Укладка прогонов

Возводили мост воины 9-й и 11-й отдельных железнодорожных бригад, спецформирования УВВР-2 и около тысячи человек местного населения. Несмотря на огромные трудности и потери, которые строители несли от систематических обстрелов противника, мост был возведен в рекордно короткий срок. 18 марта 1943 г. было установлено последнее пролетное строение, и в этот же день в 18 ч 50 мин по мосту прошел первый обкаточный поезд. Движение по мосту было открыто в 5 ч 25 мин 19 марта, хотя доделочные работы велись еще несколько дней.

Новый железнодорожный мост через Неву, сооруженный в 500 м ниже по течению от свайной эстакады, имел длину 852 м, 114 опор на сваях и был однопутным. Высота моста составляла 8,21 м. Мост имел ледозащитные сооружения, одни из которых были построены перед мостом, а другие — в районе крепости Орешек. По мосту мог пропускаться и автотранспорт, для этого на нем соорудили настил из бревен.

Читать детали:

Подвиг Ленинградцев: дорога победы - железная дорога от Шлиссельбурга до Поляны, 8.2 out of 10 based on 5 ratings

Связные и просто интересные записи:

Метки:дорога, дорога жизни, дорога победы, железная дорога, ладога, ледовая железная дорога, ленинград, подвиг, ржд, санкт-петербург, шлиссельбург

2 comments to Подвиг Ленинградцев: дорога победы — железная дорога от Шлиссельбурга до Поляны

  • Огромное вам спасибо! Мой дед, машинист-кривоносовец , Гинзбург Моисей Соломонович, состоявший в Особом резерве НКПС, на этой дороге работал! И весной вел свой Эш практически по воде, которая заплескивалась прямо в рубку…

    GD Star Rating
    loading...
    GD Star Rating
    loading...
    • Вам спасибо за камент.
      У меня вопрос: может быть у вас сохранились фотографии в семейном архиве? В интернете очень мало фотографий этой дороги.

      GD Star Rating
      loading...
      GD Star Rating
      loading...

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam protection by WP Captcha-Free