Рубрики

Свежие записи

Шаропоезд Ярмольчука: поезд на 300 км/ч мы могли бы иметь еще в 1935 году!

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...




Шаропоезд ЯрмольчукаЕще один материал в тему монорельсов. Не так давно я уже писал о гироскопическом поезде Шиловского и нашем поезде на магнитной подушке из Раменского. Но вот покопался в истории и наше еще одно инженерное чудо – поезд-шар и «шаропоезд» Ярмольчука.

Конец 20х, начало 30х годов сопровождались двумя очень интересными «болезнями»: гигантоманией и тягой к рекордам. Эти два направления поразили буквально все. С точки зрения инженерного искусства и прогресса как такового – это очень хорошо: появляются новые имена, новые, порой, нереальные идеи, которые при идеальном стечении обстоятельств могли бы воплотиться в жизнь. Что-то воплотилось, а что-то нет. Мои заметки, к сожалению, все написаны в стиле «что было-бы если бы…». Но что поделать… я люблю технику и историю и мне приходится, разбирая старые подшивки газет находить интересные зацепки для заметок :)

Итак, тяга к рекордам и диковинным проектам подарила нам диковинный проект Шиловского с гироскопическим монорельсовым поездом. Ему даже удалось построить фрагмент трассы под Санкт-Петербургом. Научные изыскания еще одного Российского Гения, Томского профессора Вэйнберга могли подарить нам магнитную дорогу из Томска в Москву на скорости 1000 км/ч. Скажете фантастика? Нет, но об этом в одной из следующих заметок. Кому интересно – можете «погуглить» рунет :)

И вот предмет заметки – шаропоезд Ярмольчука.

Похож на червяка :)

В 1932 году инженер Ярмольчук изобрел поезд, который должен был ездить на шарах вместо колес. Изобретатель назвал его шаропоездом. Для него нужна была специальная дорога — лоток полукруглой формы, поднятого на опорах над землёй

Каждое колесо его поезда представляло собой гигантский шар высотой с человеческий рост. Боковушки шаров – срезаны, здесь проходят оси и установлены электродвигатели. Два таких шара, «одетые» в резину, закреплены в голове и хвосте цилиндрического вагона. Шары выступают наружу через прорези в днище.

Резиновое колесо-мотор

Обтекаемый шаропоезд должен был развивать скорость более 300 км/ч. Ярмольчук предусмотрел в нём, кроме традиционных, воздушные тормоза – выдвигающиеся щитки.

В 1933 году Ярмольчук, вместе с новыми коллегами, построил ещё одну действующую модель – раз в пять меньше нормального состава.

Деревянный отполированный жёлоб причудливой змеёй извивался на подмосковном полигоне.

В иностранной прессе

Ярмольчук купался в лучах славы. Между Москвой и Ногинском взялись было строить первую лотковую дорогу. На чудо-поезд приезжали смотреть западные журналисты. Творение Ярмольчука получило широкую огласку в западной прессе.

Одновременно шло спешное проектирование лоткового пути, подвижного состава, электрооборудования, контактной сети. Длина состава из трех шаровагонов, согласно проекту, превышала 25 метров. В каждом вагоне имелось 82 места для сиденья. Лотковый путь задумывался железобетонным. Часть его планировалось поднять на эстакады, а наземные участки оградить с обеих сторон заборами. «Сейчас проект находится в стадии практического осуществления, — сообщал в ноябре 1933 года журнал «В бой за технику». — Все это требует напряженной и упорной работы, но крепко слаженный аппарат большевиков-инженеров двигает дело вперед». Более того, параллельно прорабатывался и проект пассажирского шароэлектролоткового поезда «нормальных эксплуатационных размеров», с вагонами на 110 пассажиров каждый.

 

Такой шароэкспресс, двигающийся по лотку со скоростью самолета, должен был совершать регулярные рейсы между Москвой и Ленинградом.

Сам Ярмольчук вначале рассматривал свой поезд как «резерв» социалистической стройки» и не поддерживал «левацких загибщиков», которые призывали все железные дороги заменить лотковыми. Однако и он со временем начал говорить о «мощной лотковой сети сообщения по всей стране», а дальше и больше — по всему миру. А зря…

На стороне проекта были и высокие скорости: движение пассажирских поездов намечалось ускорить в пять, шесть раз, товарных — еще больше, раз в двадцать! И высокая пропускная способность: она могла быть в два раза выше, чем у рельсовых.

Но была и здоровая критика. Подобное строительство предполагает, что изменится не только подвижной состав, но и вся инфраструктура. Посчитали, что затраты будут столь велики, что себя никогда не окупят. Это действительно так, если думать об идее замены одного вида транспорта на другой. Но никто не подумал, что шаропоезд может быть прекрасным дополнением, например, только для скоростных пассажирских перевозок.

Правда тут нужно учесть один важный момент – для скоростного движения нужно «созреть». Просто идея родилась раньше потребности.

Критика была столь мощной и уничтожительной, что про идею пришлось забыть.

В дальнейшем Ярмольчук работал инженером, но строить столь необычные конструкции уже не порывался.

Заложенные в шаропоезд идеи гораздо позже нашли воплощение в самых разных конструкциях. Поднятые на столбах пути и обтекаемые, будто самолёты, поезда обернулись монорельсовыми дорогами, только несколько иной конструкции, чем у Ярмольчука. Воздушные тормоза сейчас можно встретить на самолётах. А обтянутые резиной стальные колёса – на поездах во многих метрополитенах мира. Сам же шаропоезд остался мечтой – красивой и ждущей своего воплощения :)

В музее ЖД, в Санкт-Петербурге, этому проекту посвящена небольшая экспозиция.

Следующий ролик — фильм, рассказывающий о скоростных паровозах СССР, в том числе и о шаропоезде (на 36 минуте).

 

Зарубежная пресса-1Зарубежная пресса-2

Шаропоезд Ярмольчука: поезд на 300 км/ч мы могли бы иметь еще в 1935 году!, 10.0 out of 10 based on 4 ratings

Связные и просто интересные записи:

Метки:жд, колесо, монорельс, поезд, скорость, СССР, ярмольчук

1 comment to Шаропоезд Ярмольчука: поезд на 300 км/ч мы могли бы иметь еще в 1935 году!

  • Михаил

    И чё, никого не расстреляли за растрату государственных средств на создание заведомо провального прожекта?

    Это же суперская мусорная канава в которой летом будет спрессовываться грязь, а зимой лёд.

    GD Star Rating
    loading...
    GD Star Rating
    loading...

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam protection by WP Captcha-Free