Рубрики

Свежие записи

Ледовый трамвай Санкт-Петербурга. Как ездили зимой до революции?

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...




Скорость - 20 км/чВ Санкт-Петербург я влюбился еще в далеких 80х, когда меня, выпускника начальной школы, за все учебные заслуги, на летние каникулы повезли смотреть колыбель Октябрьской революции город-герой Ленинград. Сейчас любовью к Петербургу никого не удивить, а тогда он мне показался просто огромным и очень интересным городом. Надо мной до сих пор довлеют те детские воспоминания. Они не потускнели с годами. Конечно, город менялся: он пережил и хорошие и плохие времена и забытье и ренессанс. Был ряд вещей, которые меня потрясли тогда, и, будучи уже достаточно взрослым человеком, я начал к ним возвращаться, в результате родился ряд заметок в моем блоге, связанных с Санкт-Петербургом (Подвиг Ленинградцев: дорога победы — железная дорога от Шлиссельбурга до Поляны, Знаем ли мы свою историю? Роль Менделеева в Российском кораблестроении и др).

Одна из заметок была связанна с подвигом Ленинградцев во время войны, когда для снабжения блокадного города, помимо известной всем дороги жизни, существовала еще и железная дорога, проложенная по льду (Подвиг Ленинградцев: дорога победы — железная дорога от Шлиссельбурга до Поляны).

Мне долгое время казалось, что это была новая идея на тот момент: зимой холодно, так что можно проложить рельсы и пустить состав можно. Оказалось, что у этой идеи были корни!

Корни, уходящие в Царский, Имперский, Столичный Санкт-Петербург конца 19го века и начала 20го. Не знаю, как для кого, для меня это было новостью… И все как обычно:  коррупция, чиновники и прогресс. А трамвай вот здесь при чем:

Монополия, коррупция, прогресс и трамвай

Не будем углубляться в историю развития трамвая. Отмечу, что первые трамваи были не на электрической тяге, а так называемые «конки» — вагоны на конной тяге. Когда уже в Европе и некоторых городах России ходили электрические трамваи: в Киеве — с 1892 года, в Нижнем Новгороде — с 1896 года, в Санкт-Петербурге, в столице, была только конка.

Ледовый трамвай

Ледовый трамвай

Получилось это вот почему: в конце 19го века между городской Думой Санкт-Петербурга и акционерами общества конных железных дорог, эксплуатирующего петербургскую конку был заключён договор, в соответствии с которым никто больше не мог организовывать на петербургских улицах массовую перевозку населения. За городскими властями было оставлено право выкупить (купить матрасы в интернет магазине дешево в Калуге) конно-железные дороги через 15 лет. В противном случае дороги со всем их хозяйством должны были безвозмездно перейти в собственность города через 40 лет.

Бежит по Неве

Бежит по Неве

Монополия была сильна, тем более, что в акционеры «общества» входили государственные деятели, в том числе и члены Госдумы, которые, пользуясь современным языком, хотели получать прибыль, но, видимо, не очень желали вкладывать средства в инновации (воистину, история движется по спирали). Зачем что-то делать, когда и так все хорошо?

И вот в 1894 году Финлянским обществом легкого пароходства (!!) (пути прогресса в РФ неисповедимы) было открыто зимнее движение трамваев по льду.

Продажа билетов и посадка

Продажа билетов и посадка

Скорость - 20 км/ч

Скорость - 20 км/ч

Уже позднее «Товарищество для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и Ко» проложило по льду Невы три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую и Мытнинскую набережные, а также Суворовскую площадь с Выборгской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лёд.

Вместимость вагонов составляла 20 человек

Вместимость вагонов составляла 20 человек

На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Колея была однопутной, с разъездами. Использовавшиеся трамваи были сделаны из вагонов конки. Скорость движения достигала 20 км/ч, вместимость вагонов составляла 20 человек

Бежит, качается...

Бежит, качается...

«Быстрота и удобство сообщения, — писали газеты, — а также дешевизна и новизна подобного рода передвижения привлекают массу пассажиров, и новое предприятие, несомненно, не только удобно для публики, но и небезвыгодно для предпринимателей. Очень жаль, что электрические железные дороги, которые во многих европейских городах заменили устаревшие конки, до сих пор ещё не приобрели у нас прав гражданства и широкого распространения. Надо, впрочем, надеяться, что и у нас не только через Неву, но и по улицам будут со временем ходить электрические конки.»

Движение начиналось 20 января и заканчивалось 21 марта. Трамвай пользовался большой популярностью как у пассажиров (за сезон перевозилось до 900 тыс. пассажиров), так и у зевак. Зимой 1909/1910 линии были проложены в последний раз. За всё время эксплуатации не было зафиксировано ни одного несчастного случая, самыми серьёзными авариями являлись обрывы проводов. Стоимость проезда составляла 3 копейки.

Цена 3 коп.

Цена 3 коп.

Очень интересная страница история, показывающая какими окольными путями прогресс смог дойти до столицы Империи. Что-то мне это напоминает… :)

http://retro.tramway.ru/tram&city/omnibus.html#1

Ледовый трамвай Санкт-Петербурга. Как ездили зимой до революции?, 9.8 out of 10 based on 4 ratings

Связные и просто интересные записи:

Метки:зима, конка, коррупция, Монополия, прогресс, рельсы, санкт-петербург, трамвай, шпалы

1 comment to Ледовый трамвай Санкт-Петербурга. Как ездили зимой до революции?

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam protection by WP Captcha-Free