Рубрики

Свежие записи

Аэропоезд Севастьяна Вальднера. 250 км/ч, которые были так близко...

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...




Аэропоезд ВальднераИ снова приходится возвращаться в нашу историю — историю России — Советского Союза. Хочется написать про новые идеи, новые проекты. Но принципиального нового, прорывного пока ничего нет, потому снова и снова ухожу в глубь истории, когда изобретатели, движимые желанием изменения мира предлагали абсолютно неформатные и нестандартные технические решения. Данная заметка продолжает серию заметок о скоростном железнодорожном транспорте. В ней пойдет рассказ о Российском инженере — Севастьяне Севастьяновиче Вальндере — изобретателя «Аэропоезда», модель которого успешно «каталась» в парке Горького в начале 30х годов. Реальный «Аэропоезд» должен был двигаться со скоростью 250 км/ч. Вальндеру был так близок к полномасштабной реализации своего детища, но был НКВД занесен в «неблагонадежные», проект был «схлопнут»….

В начале 30-х годов ХХ века в СССР проходили испытания интересной монорельсовой транспортной системы, в основу которой была положена идея английского инженера XIX века Г. Пальмера.

Аэропоезд

Аэропоезд

Советский изобретатель Севастьян Севастьянович Вальднер предложил поместить в верхней части опоры эстакады один несущей рельс и два боковых рельса внизу, расположив их в поперечном сечении, по концами равнобедренного треугольника. В отличии от немецкого турбинного поезда Railroad Zeppelin здесь была предложена оригинальная идея монорельса, немцы же использовали модифицированный обтекаемый вагон, движущийся по обычным рельсам.

Кузова вагонов, напоминавшие фюзеляжи самолета, симметрично укреплялись на Л-образной раме, вверху которой располагались опорные колеса. В хвостовой части каждого кузова помещался авиационный двигатель с воздушным толкающим винтом.

Аэропоезд Вальднера в американском журналеАэропоезд Вальднера в американском журнале

Было сделано несколько вариантов аэропоезда: рабочие чертежи вагонов на 42 и 80 пассажиров с двумя авиационными двигателями по 500 лошадиных сил с максимальной расчетной скоростью движения 250-280 километров в час. Следом появился эскизный проект трехсекционного поезда на 300 пассажирских мест при общей мощности двигателей 1500 лошадиных сил с той же расчетной скоростью.

Для улучшения аэродинамики модели «Аэропоездов» продувались в ЦАГИ, что и позволило сделать форму обтекаемой. В проектировании приняли участие профессора С. Дадыко, Н. Щусев, М. Бабичков, И. Рабинович, М. Гончаров, А, Некрасов, А. Туполев. Продувка модели показала возможность достижения скорости 250 км/ч, а в последствии и 300 км/ч.

Проект был признан важным и при  НКПС (Народный Комиссариат Путей Сообщения) было создано «Бюро аэропоезда Вальднера» во главе с изобретателем. В 1933 г. в Московском парке культуры и отдыха Горького был построен кольцевой путь для модели аэропоезда в масштабе 1:10, развивавшей скорость до 120 км/ч, протяженность пути составляла 474 метра с двумя закруглениями эстакады. На тот момент это был рекорд скорости.

Редкая запись, запечатлевшая модель «Аэропоезда» в парке Горького

Рассматривались некоторые варианты для построения постоянных маршрутов:

  • В Туркмении — Чарджоу – Ташауз протяженностью 500 километров. Кстати, в данном проекте предполагалось, что переплывать Аму-Дарью вагоны будут плыть по воде без тяжелого моста, направляемые легкой эстакадой. Было выбрано и место для строительства, Севастьян Севастьянович, даже успел выехать на место;
  • В Москве — опытное кольцо аэродороги длиной 7-8 километров около станции Бутово Московско-Курской железной дороги (все монорельсы, видимо, из покон веков строили в Бутово… непростая судьба данного района).

Судьба любого инновационного проекта всегда печальна. Дальше изысканий дело не пошло. Здесь можно проводить много параллелей, вспоминать массу обстоятельств, при которых интересные проекты не получили распространения и практического применения. Это постигло и гиропоезд Шиловского и шаропоезд Ярмольчука и советский поезд на магнитном подвесе (наш «Маглев») и многие другие. С одной стороны это и сырость конструкции и нежелание  большинства чиновников что-либо менять в инфраструктуре. А чтобы запустить инновационные проекты – менять придется много, и, порой радикально.

У системы Вальднера были некоторые как реальные, так и «политические» недостатки. К политическим я бы отнес направленность системы именно на пассажирские перевозки. Казалось бы,почему это недостаток? Да очень просто – 30е годы – период индустриализации, и для получения покровителей наверху нужны были транспортные системы способные возить оборудование, материалы, энергоисточники. По сохранившимся документам, Вальднера на обсуждения не раз спрашивали, может ли его система перевозить тысячи тонн угля.

Технические недостатки, присущие любой новинке, при наличии у власти (чиновников) желания «двигать тему» дальше, были вполне преодолимы.

К сожалению проект неожиданно свернули 1936 году. По некоторым слухам подвело происхождение Севастьяна Севастьяновича. По некоторым сведениям он попал в разряд «неблагонадежных». Возможно, из-за происхождения, возможно, есть другие причины, о которых мы никогда не узнаем. Вальднера не репрессировали, он умер в 1945 году естественной смертью.

Журнал НаукаТак представлял журнал Popular Scince выход «Аэропоезда» из реки

Идеи, заложенные в аэропоезд, до сих пор не устарели. Так, в 1971 годуинженер Марти Трент (США) запатентовал вариант системы Вальднера. За дальнейшую разработку поезда бралась фирма North American Rockwell, предполагалось довести скорость поезда до 500 км/ч. И этот проект также не был доведен до внедрения…

 

Аэропоезд Севастьяна Вальднера. 250 км/ч, которые были так близко..., 10.0 out of 10 based on 1 rating

Связные и просто интересные записи:

Метки:аэропоезд, вальднер, маглев, монорельс, поезд, ржд, СССР

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam protection by WP Captcha-Free