Рубрики

Свежие записи

Сколько дней после лекции информация держится в голове? Часть 1

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...




Психологический эффект забывания информацииЕсть такой эффект Эббингауза. Это кривая забывания информации. Установлено, что в первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Про более позднее время вообще молчим — кривая идет «в пол» — через месяц мы помним около 20%…
Основные эффекты, выявленные Эббингаузом:

 

  • основное забывание идет вслед за заучиванием;
  • осмысленный материал запоминается лучше;
  • увеличением количества повторений — не улучшается запоминание, то есть 15 повторов не более эффективны, чем 10 и дальнейшее увеличение — бессмысленно!
    ну и чистая психология — если вы учите для того, чтобы знать, то запомните информацию лучше.

Психологический эффект забывания информации

Кривая забывания Эббингауза

Что вывела наука?

Эббингауз, в своих исследованиях феномена памяти, получил ряд интересных данных. После многократных психологических экспериментов были выявлены следующие закономерности запоминания:

  • Простые события могут запоминаться лучше и надолго сохраняться в памяти, всплывая ясно и четко спустя много лет;
  • Сложные и не очень интересные или совсем не интересные события как правило забываются, даже если их многократно повторяли;
  • При пристальном внимании к тому или иному событию зачастую достаточно однократного его переживания, для того, чтобы в дальнейшем воспроизвести все детали;
  • Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;
  • Предварительное повторение материала способствует его более быстрому заучиванию.  Тут главное, чтобы число повторений было не очень большим. Для этого повторять надо не до полного изнеможения по 10 раз подряд, а распределять повторения во времени, например, возвращаться к повторениям спустя некоторое время. Не зря советуют все «повторяй утром на свежую голову». Это подмечено давно и всеми, вот только Эббингауз подтвердил экспериментально;
  • «Эффект края» — запоминаются в ряду лучше всего только первые и последние элементы. Помните, «17 мгновений весны»? Штирлиц,  размышляет, выходя из кабинета, — «он запомнит последнюю фразу, и когда его спросят за чем я заходил он скажет…»;
  • Для связи впечатлений имеет особое значение разрозненность или связность  событий. Связные запоминаются как правило лучше;
  • Усиленное внимание к запоминанию материала не лучшим образом сказывается на его усвоении — не помогу многократные зубрежки;
  • Зубрежка без вникания тоже не позволит запомнить;
  • Запоминается отчетливо и надолго то, что человек любит, чем интересуется;
  • Редкие странные впечатления, события запоминаются лучше, чем обыденные и ординарные. Попробуйте закрыть глаза и вспомнить ручку двери в вашем подъезде, количество ступеней в пролетах в вашем доме. Это обыденные вещи, с которыми все сталкиваются, но в силу своей обыденности они и запоминаются не очень хорошо. А вот встреча с инопланетянами, думаю, «врежется» в память надолго;
  • Не надо забывать про эффект реминисценции, при котором отсроченное воспроизведение материала через несколько дней дает лучшие результаты.  В зависимости от индивидуальных особенностей, данный эффект может проявляться на 2, 3 день;
  • Текст запоминается лучше, если материал понятен. Особенно важно, чтобы чтение текста предварял список вопросов, на которые необходимо ответить в результате его прочтения.

В последнее время вырос спрос на программы и системы, которые позволяют структурировать что-либо? например такие, как MidnMap. И не зря, так как структурирование информации тоже способствует его лучшему запоминанию.

В этой заметке я попытался дать лишь общие закономерности, не учитывающие особенности восприятия человека.

Этому будет посвящено одно из следующих продолжение.  

Продолжение следует…

В тему поста — Коммуникации и психология:о чем могут рассказать эксперименты психологов?

Сколько дней после лекции информация держится в голове? Часть 1, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Связные и просто интересные записи:

Метки:забывание, информация, лекция, память, психология, эббингауз, эксперимент

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam protection by WP Captcha-Free