Рубрики

Свежие записи

Конформизм под давлением - психологический эксперимент Милгрэма «Подчинение авторитету». Часть 1

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...




Будем бить!При постановке этого эксперимента ставилась задача выяснить, насколько далеко испытуемые смогут зайти в эксперименте, выполняя очень жестокие действия под давлением авторитета. Психологический зксперимент многократно повторялся и раз за разом результаты подтверждались с поразительной точностью. Книги Милгрэма стали бестселлерами, а их результаты используют правительства всех стран и по сей день.

Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту. Если кратко, то под давлением авторитета человек может выполнять весьма неприглядные действия, руководствуясь авторитетом того человека, который словесно убеждает его выполнять неприглядные действия, используя в качестве финального  аргумента фразы «Делайте! Всю ответственность беру на себя! Ничего страшного! «. В результате выяснилось, что из испытуемых 65% подчинились давлению, хотя даже пессимистичные психологи давали не более 20%.

Далее в статье будет приведен полный расклад о механизмах, действующих в основе подчинения, приведено видео, рекомендации и выводы для руководителей ИТ, и не только, а также голосование. Кстати, голосование есть в начале и в конце. Попробуйте пройти первое, прочитать материал, а потом ответить на второе и сравнить результаты.

Данный материал открывает цикл статей по конформизму . Начну с самого жесткого исследования, далее, в последующих статьях остановлюсь на более «мягких» исследований сплоченности групп и конформизма в группах. На эту тему также есть масса исследований, а результаты и выводы просто обязаны взять себе на вооружение мы все.

Хотите что-то добавить? Опровергнуть? Поспорить? Пишите комментарии :)

Описание эксперимента подчинения авторитету

Как вы думаете, вы сильно подвержены чьему-то влиянию?

View Results

Loading ... Loading ...

Стенли МилгрэмЭксперименты Милгрэма — изучение того, что происходит с людьми, когда приказы наделенных властью лиц расходятся с требованиями их собственной совести, — самые знаменитые и самые противоречивые эксперименты в истории социальной психологии.

«Возможно, они в большей степени, чем какой бы то ни было другой эмпирический вклад социальных наук, стали частью интеллектуального наследия, признанного всем нашим обществом, — той небольшой совокупности исторических фактов, библейских притч и примеров из классической литературы, к которой обращаются серьезные мыслители, когда спорят о человеческой природе или размышляют об истории человечества».

Представьте себе следующую сцену, поставленную Милгрэмом, разносторонне одаренным человеком, обладавшим, в том числе и талантами писателя и режиссера. Двое мужчин приходят в психологическую лабораторию Йельского университета, где им предстоит принять участие в изучении процесса обучения и памяти. Строгий экспериментатор, одетый в серый рабочий халат, говорит им, что в лаборатории проводится новаторское исследование — изучается влияние наказания на обучение, и требует, чтобы один из них («учитель») заставил другого («ученика») запомнить перечень парных понятий, наказывая за ошибки ударами электрического тока возрастающей силы.

Распределение ролей — по жребию: испытуемые тянут из шляпы бумажки. Один из них, 47-летний бухгалтер с мягкими манерами, «подсадная утка», делает вид, что на его бумажке написано «ученик», и его препровождают в соседнюю комнату. «Учитель» (он пришел в лабораторию по газетному объявлению) получает несильный «ознакомительный» удар током, после чего наблюдает за тем, как «ученика» усаживают в кресло, привязывают к нему и закрепляют электроды у него на запястье.

Затем экспериментатор и «учитель» возвращаются в лабораторное помещение, и «учитель» занимает свое место перед «генератором тока», снабженным переключателем, с помощью которого «напряжение» можно варьировать от 15 до 450 вольт, причем цена деления составляет 15 вольт. На шкале сделаны надписи: «Слабый удар», «Очень сильный удар», «Опасно: сильнейший удар!» и тому подобные. В интервале от 435 до 450 вольт появляется надпись «XXX». Экспериментатор говорит учителю, что за каждую последующую ошибку «ученик» должен получать более сильный удар, чем за предыдущую.

Эксперимент в действии«Учитель» обучает «ученика»

При каждом повороте переключателя вспыхивает лампочка, срабатывает реле и звучит зуммер.
Если «учитель» подчиняется приказам экспериментатора, он при 75, 90 и 105 вольтах слышит стоны «ученика». При 120 вольтах «ученик» кричит, что ему больно. При 150 вольтах умоляет избавить его от мучений: «Экспериментатор, выпустите меня отсюда! Я не хочу больше участвовать в вашей работе! С меня хватит!» При 270 вольтах его протест выливается в вопли агонизирующего человека, и он продолжает требовать, чтобы его выпустили. В интервале от 300 до 315 вольт он кричит, что отказывается отвечать, а после 330 наступает тишина. В ответ на просьбу «учителя» прекратить эксперимент исследователь говорит, что отсутствие ответа будет приравнено к неверному ответу, и, чтобы заставить его продолжать, использует фразы:

  •  »Пожалуйста, продолжайте»  (или «Прошу вас продолжить»);
  • «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжили»;
  • «Эксперимент должен быть продолжен — это оочень важно»;
  • «У вас нет выбора, вы должны продолжать»;
  • «Это абсолютно безопасно»;
  • и магическая — «Всю ответственность я беру на себя».

Как вы считаете, как далеко зашли бы вы сами?

Милгрэм описывал этот эксперимент ста десяти психиатрам, студентам колледжей и взрослым представителям среднего класса. Все сказали, что, наверное, отказались бы выполнять распоряжения экспериментатора примерно при 135 вольтах и ни за что не «продвинулись» бы дальше 300 вольт. Понимая, что эти ответы могут отражать присущую самооценкам необъективность, Милгрэм спрашивал этих людей, как далеко, по их мнению, способны зайти другие. Практически никто не сказал, что кто-нибудь может дойти до удара, обозначенного на приборной панели символом «XXX». (Психиатры предполагали, что такую возможность допустит один из 1000.)

Машина "обучения" Милгрэма

Машина «обучения»

Однако когда участниками эксперимента Милгрэма были 40 мужчин — представители разных профессий в возрасте от 20 до 50 лет, — 26 из них (65%) дошли до 450 вольт. Впрочем, правильнее сказать, что все они подчинялись команде экспериментатора «Продолжать!» до тех пор, пока после двух ударов он сам не останавливал их.

Милгрэм, который рассчитывал получить результаты, свидетельствующие о преобладании неподчинения, и планировал повторить свои эксперименты в Германии, чтобы оценить роль культурных различий, был обескуражен. И вместо того чтобы ехать в Германию, сделал протесты «ученика» еще более убедительными. Теперь в тот момент, когда «ученика» привязывали к креслу, «учитель» слышал и то, как он упоминал о своем «больном сердце», и реплику экспериментатора о том, что «хоть удары и могут быть болезненными, необратимых изменений в тканях они не вызывают». Сценарий протестов «ученика», свидетельствующих о его мучениях, не возымел никакого действия: из сорока мужчин, новых участников этого эксперимента, 25 (63%) полностью подчинились требованиям экспериментатора.

График подчиненияПроцент испытуемых, подчинившихся приказу экспериментатора, несмотря на бурные и эмоциональные протесты «ученика» включая фразы «у меня больное сердце» и «прекратите, я хочу выйти»

Покорность испытуемых встревожила Милгрэма, а методика, которой он воспользовался, взволновала многих социальных психологов. Разумеется, «ученики» в опытах Милгрэма не получали никаких ударов током, а вставали с «электрического стула» и включали магнитофонную запись криков и протестов.

Стенли Милгрэм старался привлечь внимание к урокам, которые можно извлечь более чем из двух десятков проведенных им экспериментов с участием в общей сложности более 1000 человек, представлявших разные слои населения. Он также напомнил критикам о той поддержке, которую оказали ему испытуемые после того, как он признался им в обмане и объяснил, зачем он проводил эти эксперименты: 84% участников опроса, проведенного после окончания экспериментов, сказали, что были рады принять в них участие, и лишь 1% опрошенных выразили сожаление по этому поводу.

Социальный эксперимент Стенли Милгрэма «Подчинение авторитету». Видео достаточно длинное, но посмотреть его стоит. Особенно аргументацию одного из «учителей», который дошел до пресловутых 450 Вольт. Обязательно досмотрите до конца!

Спустя год 40 человек из числа наиболее пострадавших были проинтервьюированы психиатром, который пришел к выводу о том, что, несмотря на пережитый ими временный стресс, участие в эксперименте не принесло им никакого вреда.

В своих последующих экспериментах он, варьируя социальные условия, наблюдал различные реакции испытуемых — от полного отказа подчиниться до полного подчинения в 93 случаях из 100.

Факторы, влияющие на уровень «подчинения»

Оказалось, что определяющими степень послушания являются следующие три фактора:

 Эмоциональная удаленность «жертвы»

Испытуемые Милгрэма менее всего сочувствовали «ученикам» тогда, когда не видели их сами и знали, что «ученики» их тоже не видят.
Когда «ученики» находились в другом помещении и «учителя» не слышали их криков, последние практически во всех экспериментах безропотно доходили до конца. Из тех же «учителей», которые находились в одной комнате с «учениками», «только» 40% дошли до 450 вольт. Когда же от «учителей» потребовали силой удерживать руку «ученика» на пластине, к которой был подведен ток, количество полностью подчинившихся упало до 30%.
Люди могут сочувствовать только тому, кого могут увидеть или представить
Почему личный контакт так важен для успеха распределенных команд? В отсутствие адекватного личного общения команда на каждой из площадок начинает относиться к работающим на других площадках с пренебрежением. Словосочетание «другая площадка» часто приобретает смысл «эти балбесы». В то же время личное общение, будучи регулярным, по возможности частым и взаимно обогащающим, создает кредит взаимного доверия и запасы доброжелательности, которые затем расходуются в ходе телефонных конференций и при онлайновом общении.

 Присутствие легитимной власти

Подчинение экспериментатору зависит также и от его физического присутствия. Когда Милгрэм командовал «учителями» по телефону, количество случаев полного подчинения снизилось до 21% (хотя многие лгали и говорили, что подчиняются). Результаты других исследований позволяют говорить о том, что если отдающий приказ находится рядом, число подчиняющихся ему возрастает. Однако власть должна восприниматься как легитимная, то есть недостаточно просто оставить вместо себя кого-то.

 Институциональность власти

Авторитетные люди, за которыми стоят уважаемые организации, обладают социальной властью.  Чем выше престиж заведения или человека, тем ему (им) проще воздействовать

Классические эксперименты Милгрэма демонстрируют негативные стороны конформизма. А может ли он быть конструктивным? Вы наверняка припомните ситуации, когда вполне оправданно злились на несправедливого педагога или на чье-либо оскорбительное поведение, но так и не рискнули возразить. Но стоит одному или двоим выразить свое отношение, как вы сразу же следуете их примеру. Милгрэм продемонстрировал этот раскрепощающий эффект конформизма, проведя эксперимент, в котором «учителю» помогали два помощника. Когда в ходе эксперимента они оба отказались подчиняться экспериментатору, тот велел настоящему испытуемому продолжать работу в одиночку. Он повиновался? Нет. Проявляя солидарность с непокорными помощниками, 90% «учителей» освободились от дальнейшего участия в эксперименте.

Итоги

Сухая статистика

  • Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент», лишь 20% соглашались на продолжение эксперимента;
  • Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95% оставались в пределах 150 вольт;
  • Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20%). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты. Если вы «рулите» проектом и командой только по телефону, будьте готовы к тому, что вам будут лгать о том, что выполняют ваши распоряжения;
  • Если испытуемый оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, испытуемый прекращал эксперимент.

Выводы

Конформизм — изменение поведения или убеждений индивида в результате давления группы — проявляется в форме уступчивости и в форме одобрения. Уступчивость — это внешнее следование требованиям группы при внутреннем неприятии их. Одобрение — это сочетание поведения, соответствующего социальному давлению, и внутреннего согласия с требованиями последнего.
Эксперименты Милгрэма — это изучение уступчивости в ее экстремальной форме. При оптимальных условиях, т. е. тогда, когда отдающий приказы человек олицетворяет легитимную власть и находится рядом, когда жертва где-то далеко, а не у тебя перед глазами, а рядом нет никого, кто мог бы показать пример неповиновения, 65% испытуемых, взрослых мужчин, полностью подчинились приказу «наказать» ударами электрического тока невинную и протестующую жертву, находившуюся в соседней комнате.

Некоторые практические советы руководителям (АйТишникам и не только)

  1.   Уровень высшего воздействия на подчиненных всегда будет максимально высоким если:

    Вы – авторитетный руководитель; Вы – облечены легитимной властью.

  2. Отдавая распоряжения, вы должны учитывать, насколько серьезно они будут восприниматься подчиненными: по возможности, выбирайте наиболее эффективный канал – личный вербальный контакт один на один, наименее эффективный канал – сообщение в «аське». Эксперименты показали, что повинуемость может снизиться в 3-5 раз. То же самое касается любых договоренностей. Недостаточно в договоре прописать, что именно будет сделано. Недостаточно подготовить Технического Задания (или любого документа), в котором будут содержаться все требования к системе, ключевые вещи должны быть именно проговорены! Еще лучше, если будет получено тут же и согласие контрагента, и принята ответственность с его стороны за дальнейшие действия.
  3. Не допускайте в присутствии подчинённых конфликтных ситуаций с равными себе. Сама ситуация конфликта дает подчиненному сигнал не выполнять поручения. На подчиненных должно «спускаться» окончательное поручение.
  4. Не давайте противоречивых распоряжений, будьте последовательны.
  5. Вы должны понимать, что степень повиновения будет высокой до тех пор, пока кто-либо из подчиненных не окажет вам сопротивления (оспорит авторитет или вступит в конфликт). Вы – авторитет и вас не должны оспаривать.
  6. Передавая кому-либо свои полномочия, старайтесь делать это прилюдно, сделайте этот процесс ритуалом. Тем самым вы легитимизуете вашего преемника.
  7. Вы получите результат несмотря ни на что, если будете систематично «давить», «нависать», пользуясь легитимностью своего положения и авторитетом.

Ссылки в тему

И голосование напоследок

Ваши любимые средства коммуникации?

View Results

Loading ... Loading ...

Вы для себя понимаете, что такое 450 Вольт?

View Results

Loading ... Loading ...

У вас были случаи, когда ничего не удавалось получить от человека дистанционно, но при личной встрече Вам удалось получить желаемое?

View Results

Loading ... Loading ...

 

Конформизм под давлением - психологический эксперимент Милгрэма «Подчинение авторитету». Часть 1, 10.0 out of 10 based on 2 ratings

Связные и просто интересные записи:

Метки:давление, конформизм, милгрэм, повинуемость, психология, социальня психология, стенли милгрэм, эксперимент милгрэма

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam protection by WP Captcha-Free