Рубрики

Свежие записи

Вирусная природа Agile. Часть 1 - Подражательство в нашей жизни

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...




 »Как вы яхту назовете, так она и поплывет!»,

Известный мульт (с)

Новичков Александр,

СМ-Консалт, BIPULSE

Нам, как социальным животным, важно и нужно подражать. Все обучение, наши детские контакты с миром идут именно через подражание: делаю, как папа, делаю, как мама, дедушка так делает и я буду делать! Мы социолизируемся в новом мире через подражание с детства. А что происходит, когда мы взрослеем? Не поверите — тоже самое!

Самое интересное, что ритуал, норма, ценность которые однажды закрепились в одной команде начинают «воспроизводиться» и в других, даже если их специально туда не вводили. Один подсмотрел, второй подсмотрел… и пошло-поехало. Вот он — вирус!

 

Мы с детства подражаем. Унаследованные тенденции (традиции) — фундамент того, как мы учим своих детей, и как они сами обучаются, и, как мы сами когда-то обучались. Сложность обучения заключается в контролировании и направлении положительных моментов и корректировке отрицательных.
Но с годами проблемы родитель-ребенок переходят в руководитель-подчиненный-группа.

Сотни исследований психологов и наш житейский опыт говорят о том, что в этом подлунном мире мы делаем множество вещей, даже не отдавая себе отчет почему именно так.

За примером далеко ходить не надо: пустую бутылку надо убрать со стола! А кто может объяснить почему? (комментарии приветствуются) Возвращаться плохая примета! Надо присесть на дорожку! Цепь можно продолжать до бесконечности. И это только на бытовом уровне.

На тему подражательства, конформного поведения социальные психологи провели массу занимательных и показательных экспериментов (очень интересны исследования Соломона Аша, Сержа Московичи). В ролике ниже один из таких опытов. Посмотрите, все понятно без слов :)

 

Имитацию, подражательство можно назвать адаптивным инстинктом.

Это — тенденция к подражанию — часть первоначального нашего оснащения, как вида.

Обратили внимание, что девушка сначала сама “заразилась” выполнять действия, которые ей никто не объяснил, а потом постепенно стала “заражать” этим окружающих? ;)

Немного сложнее в компаниях:  у нас не описаны процессы, но ты, как руководитель должен сам все сделать, коммуницируя с исполнителями и заказчиками — у нас принято коммуницировать. Кто ввел такую норму? Когда? Ответа ни у кого нет!

Получается, что норма, введенная когда-то начинает жить своей жизнью, распространяясь через нас подобно вирусу. И уже не важно проговариваем мы вслух окружающим, что делаем, или нет. Рано или поздно все начнут подражать, повторять.

Важный момент — нам в большинстве случаев проще начать подражать, чем задавать вопросы. А, задавая вопросы все равно получим классический ответ “у нас так принято”.  Социальное “животное” демонстрирует “стадный” эффект. И, если, результат подражания нам нравится — мы «заразились» вирусом и начнем продуцировать его на окружающих.

 

Что это нам дает?

Через ритуалы, нормы, ценности мы можем направлять и программировать поведение людей. Если делаем это осознанно (имеем план, ставим перед собой определенные цели), то получаем мощнейший инструмент для задания вектора для группы, команды, компании. По-сути мы можем мягко влиять на корпоративную культуру.

Вот почему при внедрении адаптивных и не только методологий важно уделять особое внимание тому, каким образом команде “прививаются” нормы и ценности, как команда воспроизводит ритуалы.

Если вы понимаете, что делаете и делаете это правильно — получится команда, как саморазвивающийся здоровый организм, которая будет примером для подражания. И ей начнут подражать, а если ошибетесь, то кривые и косые ценности расползутся бесконтрольно, законы “вирусного” распространения действуют не только на хорошее и правильное.

Правильное внедрение Agile позволяет запустить правильные «вирусы».

Самое интересное, если вы, например, как руководитель, ничего не будете делать, то все равно появится кто-то, кто «заразит» «вирусом» сотрудником. А оно вам надо???

Посмотрим глобальнее: мы меняем места работ, переходя со своими «вирусами» на новые места мы сами «заражаем» окружающих и «заражаемся» от них же чем-то новым.

Вводить нормы и ценности нужно очень взвешенно, так как они практически сразу начинают жить своей жизнью. Но если их не вводить — они все равно возникнут и будут сильно влиять на команду, департамент, компанию, создавая неформальную корпоративную культуру.

Подведем небольшой итог:

  • Повторение, подражательство у нас в крови — это данность;
  • Приходя в новый коллектив (команду), в большинстве случаев, мы предпочтем поступать «как все», не задавая вопросов;
  • Если подражаемое нам нравится, то это поведение закрепляется и мы начинаем его передавать «воздушно-капельным» окружающим;
  • Если от «старой команды» остался один специалист, который долго работает, очень много умеет и знает, но является плохой моделью для подражания, то все новые участники, которые будут попадать в поле его зрения начнут «заражаться». Эта ложка дегтя испортит любой объем меда;
  • Подражательство всегда есть, хотим мы этого или нет.

 

Внедрение адаптивных методологий позволяет  сделать процесс распространения «вируса» более подконтрольным, но речь идет только о корректной адаптации и трансформации. То есть, когда внедряется не то, ЧТО МЫ ПОНЯЛИ, а то, что задумывали авторы.

На самом деле ничего сверхсложного в этом нет. В следующей части статьи подробно рассмотрим как запустить «вирус» правильно.

Об этом будет вторая часть  :)

PS Комментарии, высказывания очень приветствуются

 

 

 

 

Вирусная природа Agile. Часть 1 - Подражательство в нашей жизни, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Связные и просто интересные записи:

  • No Related Posts
Метки:agile, scrum, динамика, команда, коммуникации, психология

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam protection by WP Captcha-Free