Рубрики

Свежие записи

Петр Петрович Шиловский - тот, кто придумал гиромобиль и гиро-монорельсовую железную дорогу. Секрет равновесия

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...




Данный материал готовился очень долго. Несколько раз трансформировался то в заметку для

блога, то в статью.  Тема, как нам кажется, очень интересная — работы русского ученого Петра Петровича Шиловского — пионера в области работ по гироскопам. Большинству это имя абсолютно ничего не говорит, а зря.

Он одним из первых в Мире, и первым в России разработал двухколесный автомобиль и железную дорогу, осованную на гироскопическом эффекте.

К сожалению, изобретениям не суждено было попасть в серию, так как деятельность изобретателя пришлась на начало 20го века, на самые тяжелые годы для мира и России (первая мировая война, революция в России).

В данной статье приведен материал по изобретениям Шиловского, а также различная информация гироскопическому транспорту 20 и 21 века.  Для тех, кто не любит читать, то в статье много картинок и видео :)

(обновление от 26 января 2017) Летом 2016 на меня вышел телеканал «Культура«, где готовился большой документальный фильм о Петре Петровиче, пригласили дать интервью. Видео также прилагается к заметке. Мне было приятно узнать, что не забывают про наших изобретателей. Хочу поблагодарить съемочную группу и лично Александра Галкина, который и брал интервью! :)

Авторы: Александр Новичков, Галина Карабанова

.

Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви.

Теренций

Наука — это драма идей.

Эйнштейн Альберт

Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой.

Эйнштейн Альберт

Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя.

Гюго В.

Оглавление:

  • Часть I. Шиловский и его конструкции.
    • Шиловский Пётр Петрович. Чиновник или романтик?
    • «Ближе к сути». Гирокар, гироскопическая железная дорога и гироскопические стабилизаторы для морского флота
    • Гироскопический автомобиль
    • Гироскопическая железная дорога
  • Часть 2. Идеи, связанные с гироскопом.
    • Гироскопический монорельс дорога в Англии. Дорога Браннана
    • Мечты из-за Атлантического океана. Развитие идей гироскопического монорельса в США
    • Современный мир. Может и тут спрятался гиромобиль?
    • Развитие идей Шиловского
    • Современное видео для любопытных. YouTube — очень полезная вещь!
  • Ссылки и материалы
  • Интересные исторические документы


 

Многое ли современному читателю скажет имя нашего героя – Шиловский Пётр Петрович (изобретателя гироскопического автомобиля, гироскопической железной дороги и многого другого)? Наверное, нет… А жаль. Если бы не ряд трагических событий, имевших место в России (первая мировая война 1914 года и революция 1917 года), то, возможно, сейчас мы бы ездили по железной дороге не на скоростных «Сапсанах», а на чем-то более футуристическом и более устойчивом на поворотах. Все могло сложиться по-иному… Но не сложилось. Давайте посмотрим, что же было сделано этим неординарным человеком, чей взгляд на многие вещи опередил свое время настолько, что и сейчас, спустя почти 100 лет, его идеи смотрятся очень инновационно и свежо.

Шиловский Пётр Петрович

граф, русский юрист, государственный деятель, изобретатель, губернатор Костромы (1910—1912), губернатор Олонецкой губернии (1912—1913). Приобрёл широкую известность внедрением монорельсовой дороги оригинальной конструкции и гироскопического автомобиля (wiki).

Перед тем как мы посмотрим на изобретения Шиловского, хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые фрагменты его биографии, которая достойна двойного уважения, возможно, даже большего, чем изобретения.

Уникальность биографии заключается в том, что этот человек умудрялся совмещать в себе две взаимоисключающие роли – он был высокопоставленным чиновником и изобретателем. Нас привлекли два этих момента своей противоречивостью: с одной стороны государственный муж, безраздельно властвующий в своей губернии, а с другой изобретатель-романтик, не имевший даже инженерного образования!!!

 

В 1909 году П. П. Шиловский получил патент на «Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел» в России, Англии, Германии, Франции и США

В 1911 г. на выставке в Петербурге продемонстрировал действующую модель однорельсовой железной дороги с гиростабилизированным поездом. В числе тех, кто остался в восхищении, оказался Император Николай I со своей семьей, который также посещал выставку.
В мае 1914 года на улицах Лондона — «гирокар» (гиростабилизированный двухколесный автомобиль).

 

Самое удивительное и непостижимое будет дальше :)

Спустя некоторое время после получения патента на свое изобретение, Пётр Петрович уходит в отставку с поста губернатора и становится только изобретателем и частным лицом.

Данный факт нас удивляет до сих пор! Чиновник, добровольно отказавшийся от власти в пользу науки. Непостижимо и немыслимо. Человек не стал пользоваться положением и «продвигать» свои изобретения за господдержку, не стал заставлять промышленников внедрять инновации в своей губернии под страхом (интересно, чем пугали в царской России купцов и предпринимателей J) дефинансирования, дебюджетирования и так далее…

Просто взял и ушел, понимая что его привязанность к изобретательству никак не «вяжется» с его должностью.

Удивительно и непостижимо. А в современной России и не возможно. У нас добровольно из власти не уходят, а наоборот, добравшись до нее, пытаются сделать ее абсолютной. Как говаривал лорд Актон: «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».

Отрадно видеть, что в истории были люди, которые не соблазнились «абсолютом».

Возможно, читатели знают примеры подобных добровольных переходов, как в новой России, в СССР, так и в старой, но мне ничего на память не пришло. Либо из власти выгоняли, либо «выносили» под соответствующую музыку ногами вперед. Рады будем увидеть фамилии в комментариях к посту.

Нам не очень хочется описывать всю биографию этого человека. В конце мы приведем ряд ссылок, и вы сами сможете прочитать о Шиловском. Копи-паст – не наш метод. Смотрим первоисточники.

«Ближе к сути». Гирокар, гироскопическая железная дорога и гироскопические стабилизаторы для морского флота

Итак, в 1909 году Шиловский получает патент и привилегию на «Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел» и уходит из власти.

Сам принцип гироскопического эффекта был известен задолго до Шиловского (Гироскоп изобрёл Иоганн Боненбергер и опубликовал описание своего изобретения в 1817 году, а Фуко в 1852 году создал устройство для экспериментальной демонстрации вращения Земли), но был скорее научным и академичным. В «народном хозяйстве» не применялся… разве что нашел применение в игрушках «волчок», а позднее «юла», так хорошо всем знакомых (подробно о гироскопическом эффекте читаем здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF).

Впервые на практике гироскоп был применён в 1880-х годах инженером Обри для стабилизации курса торпеды, а уже в 20м веке гироскоп стал широко использоваться в море, на суше, воздухе и космосе.

Гироскопический автомобиль

Несмотря на бывшее губернаторствование, денег на постройку гиромобиля в России Петру Шиловскому найти не удалось, и он строит его в Англии на фирме «Уэсли».

Гирокар Шиловского на улицах Лондона

Принцип работы гирокара

Устойчивость двухколесного автомобиля поддерживалась за счет массивного ротора (маховика), вращавшегося с высокой угловой скоростью. При кренах и перемещениях пассажиров внутри автомобиля для поддержания стабильного положения кузова использовался гироскопический эффект

"Похороны" гирокара

Уже в мае 1914 года на улицах Лондона Пётр Петрович продемонстрировал действующую модель гиростабилизированного автомобиля. После начала Первой мировой войны эта машина была законсервирована и спустя 30 лет просто пущена на слом.

Данная машина держалась в состоянии равновесия благодаря гироскопическому эффекту, производившемуся тяжелым 600-килограммовым маховиком, располагавшимся под днищем автомобиля, в его центре.

Маховик представлял собой диск диаметром в один метр и имел толщину 12 сантиметров.

Чтобы его раскрутить, требовался 110-вольтный электромотор мощностью около 1,25 л.с., питаемый динамо-машиной.

Также использовались два 50-килограммовых «маятника». В результате такая довольно примитивная гиро-стабилизация удерживала машину весом 2750 килограмм в вертикальном положении.

«Особое восхищение прохожих, — отмечал русский журнал «Аэро и автомобильная жизнь», — вызывало то обстоятельство, что коляска даже при совершенно тихом ходе не теряла устойчивости». Гироскопический эффект в действии. Чуть ниже в видео-роликах видны модели гироскопических «штучек», сделанные современными энтузиастами.

Гироскопическая железная дорога

В 1907 году Август Шерль в Берлине и независимо от него Луи Бреннан в Лондоне продемонстрировали публике модели однорельсовых поездов. А уже через пару лет тот же Бреннан в Джилингхеме (Великобритания) показал полноразмерный вагон на 50 пассажиров.

Современники с большим оптимизмом отзывались об однорельсовых дорогах, полагая, что в скором времени они совсем вытеснят привычные двухрельсовые. Действительно, вознесенные над землей на легких и компактных виадуках, они были бы гораздо удобнее в качестве скоростного городского транспорта, нежели распространенные тогда трамваи и конки. Однорельсовые дороги дальнего следования из-за меньшей материалоемкости путей и повышенной скорости передвижения поездов обещали быть гораздо выгоднее привычных двухрельсовых. Большие надежды на изобретение возлагали и военные ведомства, заинтересованные возможностью быстрого строительства подъездных путей.

Но были и поводы для скепсиса. Не решенным оставался вопрос постоянного поддержания равновесия подвижного состава. На двухколейном составе при остановке и стоянке можно было просто выключить двигатель, на одноколейном требовалось постоянно поддерживать вращение маховика. Конечно, можно было обойтись и без вращающегося гироскопа – для этой цели у вагонов имелись специальные предохранительные упоры.

Они могли выручить в случае поломки двигателя и постепенного прекращения вращения маховика. Но пользоваться ими было не слишком удобно. Кроме того, каждая новая раскрутка массивного маховика требовала времени.

Тем не менее, опыты и расчеты показывали, что идея постройки однорельсовой дороги вполне здравая и сулит выгоду.

Поэтому попытки построить такую дорогу неоднократно предпринимались. В 1911 году на Аляске строилась однорельсовая дорога протяженностью 160 км. О судьбе этого проекта история хранит молчание. А вот «Красная газета» от 15 апреля 1921 года сообщает: «Президиум ВСНX обсуждал вопрос о сооружении однорельсовой жироскопической железной дороги. Постановлено использовать ныне бездействующую бывшую царскую ветку Петроград — Детское Село — Александровка. Путиловский завод исполняет уже раму и корпус двухвагонного поездного состава. Пробный поезд будет готов через год. Он рассчитан на 150-верстную скорость в час. Такая скорость для двухрельсовых дорог была пока недоступна». Автором проекта этого поезда выступал Петр Петрович Шиловский.

В условиях дефицита рельсов во время гражданской войны новый транспорт выглядел весьма привлекательным. Кроме того, это была и возможность упростить строительство военных полевых узкоколеек. В 1919 году опытной дороге было придано общегосударственное значение, и руководство строительством ее было поручено Всероссийскому совету народного хозяйства (ВСНХ).

В течение года группа инженеров (Р.Н.Вульф, А.М.Годыцкий-Цвирко, В.Н.Евреинов, Р.А.Лютер, А.С.Шварц и другие) под руководством Шиловского создала проект однорельсового пути и гироскопическиго поезда. К теоретическому обоснованию монорельса были привлечены известнейшие ученые-механики России: И.В.Мещерский, П.Ф.Папкович, Н.Е Жуковский.

Замысел линии Петроград — Царское село и сегодня поражает своей смелостью. Поезд должен был состоять из двух сочлененных вагонов, моторного и пассажирского, на 400 мест обтекаемой формы, приводимые в действие двумя двигателями по 240 л.с. с электропередачей. Скорость движения должна была доходить до 150 км/час.
За четыре месяца было построено 12 километров монорельсового пути (от Детского Села до Средней Рогатки), а предприятиям в Санкт-Петербурге был заказан подвижной состав. Однако в мае 1922 года финансирование проекта было прекращено.

Конечно, проект однорельсовой дороги смотрится интересно, на момент двадцатых годов подкупала его экономическая подоплека – меньше чугуна на рельсы, меньше дерева на шпалы, проще стрелки… и так далее. То есть тут можно было просчитать прямой эффект, но были и моменты, которые только планировалось решать. Никоим образом не были обозначены ни вопросы безопасности, ни инфраструктурные вопросы.

Безопасность
Первым и наиболее значимым вопросом является остановка маховика. Даже учитывая высокий инерционный момент, он, будучи раскрученным, останавливается очень долго. И в этот момент нужно что-то делать J

Маховик мог «соскочить» с оси, да и просто разлететься в стороны от усталости металла.
 ИнфраструктураНе очень понятно как планировалось формировать станции для состава

Депо также представляют вопросы

Скорее всего, ряд моментов был бы отработан. Получи проект второе дыхание сейчас, то можно сказать, что вопросы безопасности не были бы столь острыми. Современные достижения в материаловедении позволяют создавать сверхпрочные материалы J

Очень жаль, что такой дороги мы так и не увидели. А у России был РЕАЛЬНЫЙ шанс иметь то, чего в эксплуатации не было ни у кого.

Модель вагона для гироскопической железной дороги

То, что успели проложить под Санкт-Петербургом

Из документов. Один из предложенных вариантов подвижного состава на 400 мест

Предложения Русскому флоту

Здесь совсем грустно… Пётр Петрович «засыпал» флотских чиновников предложениями о применении гироскопа, но ничего на практике не получилось. Ни одна из заявок не дожила до опытного применения во флоте. «Бермудский треугольник» чиновничьего аппарата поглотил все.

В числе предложений, направленных Шиловским были:

  • Снабжение корабельных орудий гироскопами для улучшения точности наводки во время качки;
  • «Ортоскоп» — гироскопический указатель курса;
  • Гироскопический успокоитель качки корабля.

И многое другое.

Хотя идеи и не получили широкого распространения при жизни Шиловского, но все они так или иначе дошли до потребителей.

Судьба Шиловского

Шиловский эмигрировал в Англию, где продолжил работу в Sperry Gyroscope Company. В 1924 году он опубликовал книгу о проектировании и применении гироскопов. Однако в Англии спроса ни на гироскопические монорельсы, ни на гироскопические автомобили не нашлось.

Умер Пётр Петрович Шиловский в 1940 году, за два года до этого издав монографию о гироскопах.

Часть 2. Идеи, связанные с гироскопом

Гироскопический монорельс дорога в Англии. Дорога Браннана

За несколько лет до Шиловского монорельс с гироскопической стабилизацией, был запатентован Луи Бреннаном в 1903 году.

Сам монорельс Бреннана был признан бесперспективным, а вот система стабилизации Шиловского оказалась более эффективной о чем свидетельствует постройка Шиловским в 1912 году в Англии двухколесного автомобиля «Гирокар», который двигался устойчиво (http://www.dself.dsl.pipex.com/MUSEUM/LOCOLOCO/brennan/brennan.htm).


Мечты из-за Атлантического океана. Развитие идей гироскопического монорельса в США

В 1960 г. в США получает развитие идея гироскопического монорельса. В числе единомышленников Эрнст Суинни, Гарри Феррера и Луис Суинни.

Взяв за основу дизайн и концепцию Бренана, они улучшили конструкцию и дополнили ее рядом патентов.

Предполагалось, что данная дорога будет навесным монорельсом и особое внимание было уделено безопасности движения. Особое внимание было уделено мерам, позволяющим не упасть гиро-вагону в случае остановки маховика. Для этого предполагалось использовать боковые «зажимы» прижимая вагон к рельсу.

Жаль, что и эти идеи не реализовались.

The Gyro-Dynamic team of Ernest F. Swinney (driving), Harry Ferreira and Louis E. Swinney in 1962

Проект монорелься. 1960 год

Современный мир. Может и тут спрятался гиромобиль?

Здесь представленны несколько современных «самодвижушихся» тележек, в основе которых лежит гироскопический эфект.

Знаменитый Segway

Два колеса скутера расположены параллельно друг другу. Благодаря технологии Dynamic Stabilization Segway автоматически, с частотой 100 раз в секунду, определяет нарушение балансировки при изменении положения корпуса ездока. Для этой цели используется система гироскопических датчиков наклона. Их сигналы поступают на микропроцессоры, которые вырабатывают управляющие двигателями воздействия. Каждое колесо приводится во вращение своим электродвигателем, реагирующим на изменения равновесия.

При наклоне ездока вперёд Segway начинает катиться вперёд, и чем больше наклон, тем быстрее. При отклонении корпуса назад самокат замедляет движение, останавливается или катится задним ходом. При наклоне влево или вправо электродвигатель соответствующего колеса замедляется или начинает вращение в обратном направлении, самокат поворачивается в нужную сторону. Благодаря этому, Segway-ю не нужны ни руль, ни тормоза.

Скорость порядка 20 км/ч.

Вес без батареи около 40 кг

Ширина 60 см,

Полезная нагрузка — 140 кг. Аккумулятор обеспечивает пробег до 40 км.

Машина может двигаться не только по асфальту, но и по грунту.

На разработку изобретатель Дин Кеймен затратил около десяти лет.

На данный момент это самое популярное и самое массовое «наследство» идеи применения гироскопов в транспортных средствах.

Изобретатель

Полицейские на работе. Гироскоп на службе в полиции :)

Швейцарский гиро-самокат

EasyGlider, созданный швейцарской компанией Easy-Glider AG, считается «европейским ответом» американскому самокату Segway. Тем не менее, эти два изобретения – Швейцарский EasyGlider и гироскопическая тележка Дина Кеймена – имеют мало общего.

«В базовой комплектации» единственное колесо EasyGlider приводится в движение электромотором. От него отходит рукоять управления, за которое и держится человек на роликовых коньках. Однако есть и «опция» – дополнительная двухколёсная тележка, которую можно соединить с передним управляемым колесом. Получается трицикл, в разобранном состоянии – компактный, удобный для переноски, и, главное, не требующий умения стоять на коньках.

Стандартный EasyGlider весом около 25 килограммов готов предоставить «водителю» 360 Ватт максимальной мощности, чего вполне достаточно, чтобы передвигаться со скоростью 25 километров в час. Для быстрой остановки имеется механический тормоз, а для плавной – предусмотрена система рекуперации энергии, заряжающая батареи. Кстати, дальность пробега колеса на одной зарядке аккумуляторов – 35-40 километров. Ну и, наконец, существует даже «спортивная» версия EasyGlider, развивающая скорость в 60 км/ч.

Для тех, кто любит гольф, или родина Шиловского не отстает

Продолжатели Шиловского есть и у нас!!!

Пока это всего лишь дипломный проект студента, но кто знает, что будет дальше. В своем проекте она создала комфортное транспортное средство для самостоятельного передвижения игрока по полям для гольфа и перевозки сумки с клюшками во время игры.
Макет из пластика в масштабе 1:2 и проекция в натуральную величину наглядно продемонстрировали выразительную пластику и силуэт проекта.

ТТХ данного изобретения отсутствуют L

Макет

Развитие идей Шиловского

Пётр Шиловский подавал заявки в морское ведомство. Напомних их:

  • Снабжение корабельных орудий гироскопами для улучшения точности наводки во время качки;
  • «Ортоскоп» — гироскопический указатель курса;
  • Гироскопический успокоитель качки корабля.

В современном мире все эти идеи уже массово используются. Давайте, попробуем вспомнить первые реализации.

Гироскопический стабилизатор орудия

На море:

Британский эсминец «Флэтчер». Это была автоматическая зенитная пушка с воздушным охлаждением имела максимальную дальность стрельбы около 4000 ярдов. Установленная на тумбе, она наводилась и заряжалась вручную.
Орудие стреляло автоматически, пока был нажат спуск, а в барабанном магазине имелись патроны. Оно наводилось с помощью обычного кольцевого прицела, либо имело изощренный зеркальный прицел с гироскопом, компенсирующим качку корабля, скорость цели и так далее.
Скорострельность составляла около 450 выстрелов в минуту.

http://alexgbolnych.narod.ru/rosko1/02.htm

На суше:

Отечественная пушка ЗИС-С-53

http://www.battlefield.ru/content/view/122/5/lang,ru/

Американский танк Шерман. Было применена стабилизация в вертикальной плоскости.

Шерман

Ряд отечественных танков и зенитных комплексов, кажется, что T64 был первым серийным, но были более ранние эксперименты (http://commi.narod.ru/txt/tm/36.htm)

http://otvaga2004.narod.ru/publ_w4/045_vietnam_4.htm

Гироскопический успокоитель качки корабля (подробности тут http://sea-library.ru/teorija-ustroystva-sudna/305-kachka.html?start=3)

Схема устройства гироскопического успокоителя качки. 1 — гироскоп; 2 — рама гироскопа; 3 — цапфы, конструктивно связывающие раму с корпусом; 4 — устройство, поворачивающее или тормозящее раму гироскопа.устройство для уменьшения бортовой качки судна при волнении.

Пример гироскопичего успокоителя показан на рисунке слева и основан на использовании гироскопического эффекта — свойстве гироскопа сохранять неизменной ось своего вращения. Гироскопический момент в значительной степени компенсирует кренящий момент, снижая амплитуду качки. Успокоитель представляет собой маховик, вращающийся в раме, связанной на шарнирах с корпусом судна.

«Ортоскоп» — гироскопический указатель курса. Возможно, это единственное изобретение, которое дошло до мелкосерийного производства. Оно ставилось на самолеты. Наиболее известный из них – это знаменитый «Илья Муромец».

Илья Муромец

АВИАЦИОННЫЙ ГИРОУКАЗАТЕЛЬ КУРСА с воздушным приводом. Пример применения трехстепенного гироскопа. Арретир служит для удержания оси собственного вращения ротора в горизонтальном положении при вводе азимута по шкале. 1 – основание; 2 – зубчатое колесо синхронизатора; 3 – ручка арретира; 4 – арретир; 5 – шкала азимута; 6 – воздушное сопло; 7 – наружная рамка; 8 – ротор; 9 – корпус; 10 – полуось наружной рамки с фиксаторной гайкой; 11 – внутренняя рамка.На рисунке слева показан пример применения трехстепенного гироскопа в авиационном указателе курса (гирополукомпасе). Вращение ротора в шарикоподшипниках создается и поддерживается струей сжатого воздуха, направленной на рифленую поверхность обода. Внутренняя и наружная рамки карданова подвеса обеспечивают полную свободу вращения оси собственного вращения ротора. По шкале азимута, прикрепленной к наружной рамке, можно ввести любое значение азимута, выровняв ось собственного вращения ротора с основанием прибора. Трение в подшипниках столь незначительно, что после того как это значение азимута введено, ось вращения ротора сохраняет заданное положение в пространстве, и, пользуясь стрелкой, скрепленной с основанием, по шкале азимута можно контролировать поворот самолета. Показания поворота не обнаруживают никаких отклонений, если не считать эффектов дрейфа, связанных с несовершенствами механизма, и не требуют связи с внешними (например, наземными) средствами навигации.

Детали тут

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/GIROSKOP.html

Современное видео для любопытных. YouTube — очень полезная вещь!

Ниже представлены некоторые ролики современные изобретатели-последователи.

Ссылки и материалы

Интересные исторические документы

Приложение 1 «Протокол заседания Совета военной промышленности о речном военном судостроениии и авиастроении»

Мы не смогли найти сам отсканенный оригинал. Только перепечатку.

15 ноября 1919 г. был подготовлен протокол заседания Совета военной промышленности о речном военном судостроениии и авиастроении

Присутствовали: председатель П. А. Богданов; члены: А. Ф. Толоконцев, К. Н. Орлов, В. С. Михайлов.

Приглашённые]: т. Медведев — представитель Генмора

В. А. Крит — техническая часть Совета ВП, С. А. Эгиз — техническая часть Совета ВП.

Слушали: 2. О жироскопических лодках (доклад технической части).

Постановили: принимая во внимание настоятельную необходимость иметь на реках быстроходные, мелкосидящие суда, вооруженные дальнобойной артиллерией, легко перевозимые по железной дороге в зависимости от изменения тактической обстановки, что, в свою очередь, дает возможность без особых потерь времени быстро создавать на любом водном рубеже достаточно мощную флотилию, Совет военной промышленности признает целесообразным разрешить Моркому заказ четырех опытных 45-тонных тяжелоорудийных катеров, снабженных жироскопическим устройством системы П. П. Шиловского^ при условии предварительного исполнения изобретателем нижеследующего.

1. Ввиду ограниченного срока, назначенного на выполнение катеров, необходимо представление подробного плана распределения работ по отдельным заводам и согласие на выполнение работ со стороны привлекаемых заводов к намечаемым срокам (часть катеров — к началу навигации 1920, остальные — в течение навигации 1920 г.).

2. Ввиду необеспеченности изобретателя в получении необходимых двигателей необходимо иметь определенные гарантии в получении двигателей от Моркома или от военного ведомства, причем необходимо принять во внимание отрицательный отзыв Глакора в вопросе об установке на катера авиационных двигателей «Русское Рено».

3. Передать Генмору копию заключения профессора Жуковского с предложением обязать Шиловского испытать жироскоп постановкой его на маятник.

4. По окончании Генмором всех переговоров с Шиловским организовать специальную комиссию надзора за выполнением работ по постройке катеров в составе: одного представителя от Генмора и одного — от Совета военной промышленности.

5. В отношении финансирования считать возможным ассигновать немедленно на каждый из катеров не свыше 2 млн руб. с тем, чтобы Шиловским была представлена смета, составленная применительно к окончательным условиям, и внесена на утверждение Совета военной промышленности, самое же финансирование в процессе работы вести в порядке отчетности на основании действительной проверки производственных расходов.

6. Об ассигновании потребного кредита, по представлении окончательной сметы, войти с ходатайством к Чусо.

7. Настоящее постановление представить на утверждение Чусо.

Слушали: 6. Об авиазаводах.

Постановили: заслушав протокол междуведомственного совещания от 29 октября 1919 г., а также доклад инженера Эгиза о постановлении Отдела металла ВСНХ и учитывая, что Главкоавиа по постановлению Отдела металла ВСНХ нуждается в реорганизации, а потому передавать реорганизуемому органу новую отрасль (авиаремонт), изымая его из военного ведомства, где он уже налажен, явилось бы небезопасным в интересах самого дела, признать целесообразным [считать] вопрос о немедленном объединении авиастроения и авиаремонта преждевременным и поставить этот вопрос после того, как Главкоавиа будет реорганизовано и проявит результаты своей работы после реорганизации.

2. Признать необходимым ввиду того, что авиастроение имеет своей задачей в настоящее время выпуск исключительно боевых единиц, и поскольку Совет военной промышленности отвечает за исполнение заданий для оборонной промышленности, а также ввиду того, что постановление коллегии Отдела металла говорит только о включении представителя Совета военной промышленности в коллегию Главкоавиа, поручить президиуму Совета военной промышленности войти в переговоры с Отделом металлов, а также с Президиумом ВСНХ на предмет перехода Главкоавиа в полное ведение Совета военной промышленности. Поручить президиуму Промвоенсовета провести это постановление в течение недели (к 23 ноября).

3. Признать целесообразным предположение Отдела металлов о реорганизации Главкоавиа в духе создания центрального правления, руководящего всем авиастроением.

4. Утвердить программу по авиастроению, принятую на совещании при Совете военной промышленности от 12 ноября сего года (копия протокола прилагается)», причем согласиться с тем, что выполнение программы и перенос всего авиастроения из Петрограда возможны:

а) только при передаче в распоряжение авиастроения завода Щетинина в Ярославле (протокол совещания при Совете военной промышленности от 13 ноября сего года прилагается),

б) при условии снабжения завода авиастроения потребным количеством рабочих. Для обеспечения последнего условия:

1. Поручить отделу труда немедленно же возбудить вопрос об откомандировании из ведения Главвоздухфлота и Авиадарма всех специалистов-рабочих авиазаводов, не занятых по своей специальности.

2. Включить всех рабочих авиазаводов в список рабочих, подлежащих обеспечению усиленным довольствием.

3. Возбудить перед Особой комиссией при Реввоенсовете ходатайство об освобождении 100% всех рабочих авиазаводов (за исключением уже освобожденных).

4. Принимая во внимание недостаток рабочих в целом ряде заводов и то обстоятельство, что пополнение их займет известный промежуток времени, поручить Главкоавиа выяснить, на каких заводах необходимо было бы ввести 12-часовой рабочий день и при каких условиях.

5. Немедленно войти в Чрезвычайную комиссию по электризации Москвы с ходатайством о предоставлении заводам авиастроения энергии в течение восьми часов. РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 3. Д. 119. Л. 80-82. Копия (10711,127).

Петр Петрович Шиловский - тот, кто придумал гиромобиль и гиро-монорельсовую железную дорогу. Секрет равновесия, 7.0 out of 10 based on 6 ratings

Связные и просто интересные записи:

Метки:http, Segway, www, youtube, автомобиль, англия, бреннан, видео, военной, военной промышленности, вращения, ВСНХ, ВСХВ, гирокар, гирокомпас, гироскоп, гироскопический, года, году, дороги, железная дорога, жироскоп, качки, монорельс, орудие, петр, промышленности, протокол, рельс, Россия, стабилизатор, США, танк, фото, шерман, шиловский, шиловского

9 comments to Петр Петрович Шиловский — тот, кто придумал гиромобиль и гиро-монорельсовую железную дорогу. Секрет равновесия

  • лучшее за сегодня…

    Тема, как нам кажется, очень интересная – работы русского ученого Петра Петровича Шиловского – пионера в области работ по гироскопам. Большинству[...]…

    GD Star Rating
    loading...
    GD Star Rating
    loading...
  • Katerinka

    Ponravilos

    GD Star Rating
    loading...
    GD Star Rating
    loading...
  • Tankodesant

    Из статьи:
    «Впервые на практике гироскоп был применён в 1880-х годах инженером Обри для стабилизации курса торпеды, а уже в 20м веке гироскоп стал широко использоваться в море, на суше, воздухе и космосе.

    Данная машина держалась в состоянии равновесия благодаря гироскопическому эффекту, производившемуся тяжелым 600-килограммовым маховиком, располагавшимся под днищем автомобиля, в его центре.»

    Т.е. Шиповский взял гироскоп, и начал лепить его смешным образом на различные вещи, за что и был забыт.

    Интересно, а можно гироскопический рюкзак сделать, и любителям крепко выпить продавать? Бросайте работу, патентуйте и продвигайте идею. Есть смелые? А вот Шиповский…

    GD Star Rating
    loading...
    GD Star Rating
    loading...
  • Интересно, а можно гироскопический рюкзак сделать, и любителям крепко выпить продавать? Бросайте работу, патентуйте и продвигайте идею. Есть смелые?

    Вам про Segway рассказать?

    GD Star Rating
    loading...
    GD Star Rating
    loading...
  • ALL

    Интересная статья.
    Про однорельсовую железную дорогу читаю впервые.
    Но вряд ли она имела шансы на успех: Экономия там только на одном рельсе: шпалы все равно должны быть той же длины (вес груза одинаков), ширина подготовленного для дороги почвы — тоже.
    А вот неудобств — очень много: в каждом вагоне — гироскоп. Большой массы, с большими оборотами. Соответственно с большими шансами неполадок. И поломка гироскопа в одном вагоне приведет к остановке всего поезда.
    Да и дорого это: не зря попытки внедрить массовый транспорт с гироскопом (Segway) и сейчас не приносят успеха.

    GD Star Rating
    loading...
    GD Star Rating
    loading...
  • Rinat

    Пару месяцев назад после просмотра то ли ролика, то ли фильма много прочитал об устройстве этих Сигвеев.
    и задался вопросом, неужели на нем никак нельзя упасть? А если резко наклонится вперед или откинуться назад… успеет ли процессор? и каков максимальный уклон, после которого 100% упадешь?

    GD Star Rating
    loading...
    GD Star Rating
    loading...
  • [...] этой машины и историей гироскопов вообще отсылаю сюда. Расскажите об этом другим ретронавтам: Смотрите, [...]

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam protection by WP Captcha-Free